Алматинский эксперт высказался о потенциале цифровой торговли
Стратегия SMART ALMATY, рассчитанная на реализацию с 2020 по 2025 годы, предусматривает в качестве одного из ведущих направлений цифровое изменение бизнес-процессов. Сюда входит не только оптимизация внутренних действий предприятий, но и повышение уровня взаимодействия бизнеса с конечными клиентами, сообщает Taspanews.kz со ссылкой на Vecher.kz.
В сфере оказания сервисных услуг значение электронной коммерции стабильно растет, что является общемировым трендом. В Казахстане на внутреннем рынке в общем объеме розничной торговли в 2023 году ее доля составила 12,7%.
Так, в 2023 году объем рынка розничной электронной коммерции с учетом маркетплейсов составил 2 439,8 млрд тенге. Из указанной суммы оборот розничной торговли через платформы электронной коммерции (маркетплейсы) достиг 1 767,6 млрд тенге (72,4%). В то же время предприятия розничной торговли, ведущие реализацию товаров через собственный интернет ресурс, дали оборот в 672,2 млрд тенге (27,6%).
Руководитель департамента одной из IT-компаний Алматы Геннадий Качуров обращает внимание, что цифровая торговля – это более широкий аспект, чем собственно электронная коммерция. Цифровая торговля подразумевает онлайн-покупки, электронные платежи, интернет-банкинг, продажу цифровых билетов и услуги онлайн-бронирования. В то же время электронная коммерция – это продажа товаров и услуг посредством Интернета, чаще всего через сайт, созданный специально для таких операций.
В цифровую торговлю входят все процессы и технологии, чтобы продвигать связь с клиентом, начиная от момента привлечения. Она стартует от первого контакта покупателя с брендом или товаром в Сети. Затем следует процесс покупки, а маркетплейс использует алгоритм, чтобы обеспечить индивидуальную выдачу товара. Одновременно виртуальная торговая операция служит для маркетингового анализа – как продвигать товары, лучше представить на сайте и как оперативней отработать запросы клиента. Таким образом идет оптимизация такого вида шопинга.
Охват цифровой торговли идет от физических товаров (одежда, электроника, быттехника и др.), цифровых продуктов (электронные книги, программное обеспечение, мобильные приложения, онлайн-курсы, цифровые подписки), онлайн-услуг (веб-дизайн, цифровой маркетинг, консалтинг, поиск клиентов и т.п.), до контакта маркетплейсов между собой.
«Сегодня главные тенденции на рынке цифровой торговли: бурное развитие мобильной коммерции, персонализация заказов, рост популярности маркетплейсов, а также развитие экспресс-доставки. Клиенты уже давно оценили удобство совершения сделок с персонального смартфона, что существенно экономит время для покупателя и дает привлекательную цену, так как исчезает цепочка посредников»,
При этом просматривается тенденция, что маркетплейсы все активней увеличивают свою долю в онлайн-продажах, делая акцент на широкий ассортимент, а также удобство для обеих сторон торга. Заодно идет рост числа пунктов выдачи заказов и наращивается торговля между частными лицами.
Эксперт отмечает, что цифровая торговля не стоит на месте и стабильно совершенствуется. В том же тренде персонализации клиентов важную роль играют файлы cookie. Они дают возможность сайтам «фиксировать персону» и автоматически выводить клиента на приоритетный контент. Другим аспектом являются интерактивные товары, и в цифровой торговле создаются новые виртуальные ниши. К примеру, интернет-магазины одежды создают цифровые примерочные для удобства клиентов. Заодно платформы, помимо оптимизации товарных запасов в магазинах, отходят от лишних звеньев в цепочке поставок. Внедрение новинок, в том числе с использованием ИИ дает также возможность для автоматизации рутинных операций по управлению ассортиментом, маркетингу и др.
Как пример успешного развития Геннадий Качуров отмечает стабильный рост объемов работы казахстанских интернет площадок, из которых более десяти только за 2022 год имели выручку более 50 млн долл. (отдельные превысили 200 млн), предоставляя услуги по продаже самых разных товаров, билетов на разные виды транспорта, оплаты широкого спектра услуг. Одновременно ими увеличивается сеть магазинов и охват населенных пунктов по доставке, а отдельные маркетплейсы уже осваивают рынки соседних стран СНГ – Кыргызстана и Узбекистана.
Одно из влиятельных мировых агентств опубликовало исследование по IТ-рынкам и отметило, что к 2025 году Правительство Казахстана планирует войти в число 50 лучших в Индексе электронной коммерции B2C (Business to Consumers) и в число 40 лучших стран по Индексу развития информационно-коммуникационных технологий.