Эксперты: сокращение возврата НДС сырьевым экспортерам поможет сохранить бюджет страны
Вот уже несколько лет возврат НДС сырьевым экспортерам становится непосильной ношей для бюджета. За три квартала этого года он составил 946 млрд тенге, увеличившись в три раза. На этом фоне возникает резонный вопрос, который корреспонденты Taspanews.kz задали экспертам: не пришло ли время отказаться от этой практики и существует ли альтернатива?
Из года в год бюджет страны изыскивает возможности, чтобы сделать возврат НДС экспортерам, в 2023 он был официально приостановлен, что вызвало негодование бизнеса. В этом, несмотря на увеличивающиеся суммы, возврат был сделан, но чтобы наполнить прохудившийся бюджет, пришлось увеличить заимствования из Нацфонда аж на 2 трлн тенге выше запланированного. Разговоры о том, что пришло время пересмотреть эту практику, ходят в стране давно. В 2008 году в правительстве был поднят вопрос об отмене возврата НДС компаниям, которые не занимаются переработкой сырья на территории страны. Однако он так и не был решен. В соседней РФ тоже идут дискуссии об отмене возврата, среди плюсов, которые называют сторонники отмены – это стимулирование именно внутреннего производства, предлагается выстроить фискальную систему по принципу: «выше переделы – ниже налоги». В Китае возврат НДС экспортерам очень «гибкий», и для каждого вида экспортного товара установлена своя ставка, что позволяет в первую очередь соблюдать интересы страны и стимулировать бизнес. Корреспонденты Taspanews.kz поговорили с экспертами и узнали, какие варианты решения проблемы с возвратом НДС можно имплементировать в Казахстане.
Налог с продаж как альтернатива
«НДС – налог на потребление, который платит конечный потребитель. Его основная экономическая функция, если мы говорим не о фискальной, а о стимулирующей - это поддержка экспорта. В случае с Казахстаном, экспорт в большинстве представлен именно сырьем. Таким образом, этим налогом мы стимулируем экспорт сырьевых товаров, которые по сути уже не нуждаются в стимулировании, так как они и так востребованы. Но с возвратом НДС мы добавляем доходности этим экспортерам. Привлекаю внимание к тому, что крупные недропользователи и экспортеры имеют достаточно высокий доход и невысокий коэффициент налоговой нагрузки. На самом деле НДС в бюджет платят внутренние казахстанские предприниматели, которые поставляют товары, работу, услуги. А потом с этих денег идет возмещение экспортерам, таким образом мы наказываем производителей внутри страны и стимулируем экспортеров. Поэтому, я уверен, что в Казахстане НДС нужно и можно заменить налогом с оборота или продаж»
Сократить возврат НДС экспортерам на 50%
Уже несколько лет разобраться с практикой возмещения НДС экспортерам призывает партия «Ак Жол». Ее лидер, депутат Мажилиса Парламента Азат Перуашев предлагает начать с сокращения возврата.
«Целиком отказаться от возврата НДС будет невозможно, это общемировая практика, у Казахстана есть международные договора со странами-партнерами по избежанию двойного налогообложения. НДС выплачивается всегда с экспорта товаров по месту потребления этих товаров. Сырьевикам НДС возвращается из бюджета за счет налогов, которые платит отечественный бизнес внутри страны. То есть, сырьевики (читай: олигархи) используют наши природные ресурсы, и еще мы им возмещаем налоги. Вообще-то по Конституции, земля и недра – это собственность народа, а значит выгодополучателем должен быть народ, или госбюджет в его лице. Поэтому вопрос нужно решать, приводить в соответствие к Конституции. Для этого нужно разобраться с методологией. Например, Демпартия «Ак жол» предлагает сохранить возврат НДС для экспортеров готовой и переработанной продукции с высокой добавленной стоимостью. А экспортерам сырья сократить возврат НДС хотя бы на 50%. Тем самым мы снизим потери бюджета и простимулируем, чтобы сырьевики были заинтересованы перерабатывать сырье внутри страны. Иначе, за 30 лет в страну зашло столько крупных инвесторов, но ни один из них не построил ни одного нефтеперерабатывающего завода. Им было выгоднее вывозить сырую нефть. Выкручивать руки инвесторам тоже неправильно, напротив, мы заинтересованы их привлекать, в том числе в добывающие отрасли. А работая через подобные экономические механизмы, можно простимулировать и инвестиции в переработку, и облегчить нагрузку на бюджет»