Какую прибыль получают строители, рассказали в Ассоциации застройщиков

Фото: pixabay

Получают ли строительные компании стопроцентные прибыли, и из чего складывается цена на жилье, корреспонденту Taspanews.kz рассказал президент Ассоциации застройщиков РК Виктор Микрюков.


Стоимость нового жилья в 2024 году увеличилась всего на 2%. Для примера – общая инфляция в стране составляет 8,5%. Корреспонденты Taspanews.kz спросили у застройщиков, откуда появляются разговоры о стопроцентных прибылях отрасли, когда данные статистики говорят о весьма непростой ситуации, и сколько на самом деле составляет средняя маржа с квадратного метра жилья. 


«Рынок этого года предельно интересный и непростой, время больших денег давно закончилось в стройке. Масштабные вливания от государства были перекрыты. После 2021 и 2022 года, действительно в отрасли наблюдались хорошие деньги: на волне досрочного изъятие пенсионных накоплений, что очень оживило рынок, а также безлимитных ипотечных программ. Сейчас такого нет. И строительные компании начали ужиматься, меньше строить, многие отказались от новых проектов. А те, что уже были в процессе, строились в непростых финансовых условиях», – рассказывает Виктор Микрюков. 

А были ли стопроцентные прибыли?


Откуда появилась информация про «стопроцентные прибыли», задались вопросом корреспонденты Taspanews.kz. На самом деле, подобные убеждения могли возникнуть при сравнении данных статистики средних фактических затрат на строительство одного квадратного метра и рыночных цен, разрыв между которыми порой достигал трехзначных цифр. По данным за 2024 год, фактическая стоимость строительства одного квадратного метра жилья по стране составляла не менее 191 тыс. тенге, средняя рыночная цена – порядка 450 тыс. тенге. Такое сравнение заставляет обывателя делать вывод, что маржа застройщиков колеблется в районе 60%. В Ассоциации рассказали, какие статьи расходов не учитываются при такой методологии и почему делать выводы о марже по разнице таких показателей некорректно.


«Эти цифры появляются исключительно на основании стоимости строительства, средние фактические затраты не учитывают даже разновидности материалов, которые используются. Эта методология не включает маркетинговые затраты, администрирование, покупку земельного участка, а это очень весомые статьи расходов для компаний. Например, земельный участок в Астане размером в полтора-два гектара в топовом месте будет стоить 3 млрд тенге, в Алматы эти цифры еще выше, около 4 млрд. Мы постоянно пытаемся объяснять, из чего складывается цена, но люди считают, что земля достается строителям бесплатно. Если проект стоит 6-7 млрд в топовой локации, а ты купил участок за 4 млрд, то легко посчитать, что в стоимости квадратного метра 40% уйдет на затраты по земле»,  – поясняет Виктор Микрюков. 

Сколько же в сегодняшних реалиях составляет на самом деле маржа строительных компаний, спросили мы эксперта.


«Если говорить о реальной марже, то на объектах эконом и комфорт класса – от 7% до 11%. Сейчас минимальная себестоимость строительства 270-290 тыс., но добавив все затраты, она вырастает почти в два раза. На объектах бизнес и премиум класса маржа выше»,  – говорит Виктор Микрюков.

Строительный бизнес не для всех


В прошлые годы действительно строительные компании зарабатывали неплохо, но стопроцентной маржинальности не было никогда, говорит эксперт. Если бы все было так радужно, то в стране бы появилось уже с десяток новых крупных компаний, однако этот рынок остается ограниченным. 


По данным за 2017 год в стране было 25,8 тыс. компаний, через пять лет их количество выросло почти в два раза – до 50,3 тыс., что говорит о благоприятном климате в строительном бизнесе, но появлялись в основном мелкие игроки. В последние два года число строительных компаний практически не изменилось, составив 53 тыс.


«Если бы мы увидели, что у нас образовалось 25 настоящих крупных строительных холдингов за все эти годы, которые бы начали работать не только в Казахстане, но и доросли до рынков в других странах мира – это бы свидетельствовало, что есть суперприбыли. Но мы не видим, что у нас растет число крупного бизнеса, как было 10-20 компаний на рынке, так и осталось. Не так легко, значит, работать в строительном бизнесе, и никаких гиперприбылей там нет, иначе бы все туда стремились», – заключает Виктор Микрюков.