О проблемах с наполнением бюджета рассказал Жаныбек Айгазин
О перекосах в фискальной системе страны, дефиците бюджета и о том, как налоговыми льготами мы «обкрадываем» сами себя, корреспонденты Taspanews.kz поговорили с Генеральным директором AERC Жаныбеком Айгазиным.
Страна вошла в фазу острого дефицита бюджета, и чтобы исполнять обязательства по всем социальным расходам, правительство берет «взаймы» у будущих поколений — сегодня мы активно «проедаем» деньги из Нацфонда. О ситуации много дискутируют, но не понятно, что необходимо сделать конкретно, чтобы восстановить наполнение бюджета.
НДС стал «ахиллесовой пятой»
Будущее бюджета зависит от нового налогового кодекса, работа над которым идет «со скрипом». Поправки вызывают бурю негодования у бизнеса, «ахиллесовой пятой» фискальной системы страны стал НДС.
«НДС у нас стал налогом номер один и основным драйвером в республиканском бюджете. Вместе с акцизами он у нас занимает в структуре примерно треть. На втором месте — корпоративный подоходный налог, на третьем — налоги на международную торговлю. Если посмотреть на структуру бюджетов в развитых экономиках, и изучить так называемый "tax mix", то мы увидим, что там основным драйвером является корпоративный подоходный налог (КПН) и индивидуальный подоходный налог (ИПН). То есть у них в первую очередь "работают" именно с прямыми налоги. У нас же основным стал косвенный, который оплачивает конечный потребитель. Это очень явный показатель эффективности и результативности налогового администрирования. С НДС у нас немало проблем, плюс собираемость этого налога вызывает много вопросов. Речь не только о коррупции, но и о многочисленных преференциях»,
Льготы, которые нас «обкрадывают»?
По словам нашего спикера, в стране за последние годы действовало несколько сотен различных налоговых льгот и преференций, которые, с одной стороны, являются мерами поддержки бизнеса, но с другой – становятся «черными дырами» для бюджета.
«В Высшей аудиторской палате посчитали потери, которые образовались в результате действия 277 налоговых льгот, которые действовали в стране, сумма составила почти 13 трлн тенге. И речь шла о преференциях по НДС. Эти потери надо анализировать. Когда ты применяешь ту или иную льготу, это называется налоговым расходом, то надо всегда считать потенциальные экономические выгоды и ущерб»,
Популизм дорого нам обходится
Но такие меры, как отмена льгот, повышение налогов, всегда встречают негодование бизнеса. Как быть в такой ситуации, спросили мы экономиста.
«У нас слишком много обязательств, некоторые из которых можно рассматривать как популистские. Но бюджет – это расходы, которые идут на социальные нужды населения и развитие экономики. Налоги — это общественный договор с правительством, которое мы нанимаем, мы им даем вот эти деньги в виде налогов, но взамен этого требуем качественное образование, здравоохранение, хорошие дороги и много еще чего. К сожалению, расходы растут быстрее, чем поступления в виде налогов. Не у всех стран есть Нацфонд, у нас есть эта "подушка", но она нам не принадлежит, она принадлежит нашим детям, внукам, правнукам. И мы, по большому счету, проедаем сейчас тело основного долга, изъятия из Национального фонда уже превысили поступления»,
Самые острые «новеллы» нового налогового кодекса
При обсуждении налогового кодекса, который должен выстроить систему пополнения бюджета наиболее эффективным способом, возникло несколько «болевых точек». Мы попросили экономиста прокомментировать ситуацию по каждой из них.
«Активно обсуждается несколько новелл. Сейчас "штурмуют" так называемый специальный налоговый режим (СНР). И тут все упирается, в вопрос, кто будет иметь на него право. Предполагают, что это компании с оборотом до 500 млн тенге, но в основном это малый бизнес, средний уже в эти параметры не укладывается. Но здесь есть риски, что бизнес просто начнет дробиться, чтобы платить меньше налогов. Экономика должна создавать правильные стимулы, здесь же есть риски»,
Широкую дискуссию вызвал вопрос по применению СНР только для выборочных отраслей.
«Раньше все могли применять специальный налоговый режим. Теперь планируется только для отраслей с высокими технологическими переделами. Но кто к ним относится? Министерство промышленности и строительства должно разработать методику. Грубо говоря, добыча сырья — это первый передел, потом с этого сырья делают какие-то чушки — это второй передел. Потом создают некий продукт, деталь, из нее собирают другой продукт. И так по цепочке. И на каждом уровне вот этого технологического передела есть добавленная стоимость. Потому что нам надо больше труда затрачивать, интеллектуальных ресурсов и так далее, и здесь нужна поддержка. И это будет стимулом, чтобы мы ушли от добычи сырья к более глубокой переработке, к более высоким технологическим переделам»
Еще одна «новелла» касается увеличения ставки КПН в отношении финансового сектора и горнодобывающей и нефтяной промышленности.
«Снова речь о создании неправильных экономических стимулов. Самый главный принцип справедливости и объективности. Понятно, что банки извлекли хорошие прибыли на супер-цикле высоких ставок, но где принцип равенства прав и возможностей?»
Работа над налоговыми кодексами всегда вызывала дискуссии, но в этот раз цена вопроса слишком высока – бюджет страны не может бесконечно брать взаймы у Нацфонда. Смогут ли разработчики найти «золотую середину»?