Отменят ли в Казахстане налог на транспорт по примеру Кыргызстана

транспорт фото на taspanews.kz от 09 января 2025 14:05
Фото: pixabay

Президент Кыргызстана написал пост в Facebook, сообщив гражданам, что с 2025 года отменяется налог на транспорт. Возможно ли это в Казахстане, корреспондентам Taspanews.kz рассказал эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов.


Теперь у соседей вместо взимания налога на транспорт, предусматривается выплата по одному сому с каждого литра бензина (6,11 тенге). Налог на транспорт является одним из самых дискуссионных в обществе по причине того, что не всем понятен механизм его расчета. Также возникают сложности с его сбором, и хотя с приходом цифровизации эта процедура стала проще, остается армия должников, которая исчисляется сотнями тысяч. В Кыргызстане была аналогичная ситуация, в результате, было принято решение отказаться от прежнего фискального механизма и простить долги населению за неуплаченный до 1 января 2025 года налог. Это стало приятным сюрпризом, водители Казахстана сразу же отреагировали на новость в социальных сетях. Как выяснилось, у многих возникают сложности с уплатой налога, кому-то его неверно рассчитывали, приходилось ездить в налоговую, тратить время, нервы. Просрочка уплаты налога тоже влечет много хлопот, от ареста счетов до запрета на выезд из страны. В случае включения платежа в литр бензина, все эти вопросы отпадают сами по себе. 


В Казахстанской профессиональной среде обсуждение о замене налога на транспорт на более гибкую систему ходят давно. Главный аргумент – нелогичность и путаница при его расчетах.


Налог на транспорт исчисляется в МРП (3932 тенге), ставки при этом колеблются в зависимости от объема двигателя, от 1 МРП до 117 МРП. В текущем году физические лица должны оплатить будут налог на транспорт за 2024 год до 31 марта 2025 года.


Возможно ли в Казахстане отказаться от налога на транспорт, корреспонденты Taspanews.kz спросили эксперта нефтегазовой отрасли Олжаса Байдильдинова.


«Еще в 2013 году я опубликовал большой аналитический материал и позже его повторял в разных вариациях о том, что налог на транспорт в Казахстане нелогичен. Я говорю это как владелец трех больших машин с большими объемами. Это Lexus 570, это Nissan Patrol, это Cadillac Escalade 6.2 литра. В общей сложности за время владения этими машинами я заплатил более 4 млн тенге налога. При этом надо понимать, что я не езжу много на этих автомобилях и, естественно, не пользуюсь «социальным» бензином или газом. То есть это автомобили, которые потребляют топливо по более высоким ценам, но и более экологичным. В настоящий момент существующая структура налога на транспорт, вообще не стимулирует водителей с точки зрения экологической составляющей. А ведь, по сути, любой налог — это не просто фискальная функция, это в том числе и стимулирующая. Здесь вопрос, к чему же стимулирует нас государство этой мерой. К примеру, трехлитровая Camry двухтысячных годов платит такой же налог, как, например, новый BMW X6 с би турбо трехлитровым мотором, который может стоить 70−80 млн тенге, а может и больше, в зависимости от комплектации. И какая логика в том, что один автомобиль стоимостью 3−4 млн тенге платит налог такой же, как и автомобиль, который стоит в десятки раз больше. Но если брать экологический аспект, то есть современные автомобили, у них есть катализаторы, у них есть там различные требования по классу топлива и так далее, они для государства, для города более выгодны, более предпочтительны. Тогда налог на транспорт должен в том числе и учитывать возраст автомобиля, чтобы стимулировать людей пересаживаться на более новые, более экологические автомобили» , − говорит Олжас Байдильдинов.

Возможно, что после того, как опыт с отменой налога на транспорт будет «обкатан» в Кыргызстане, им более прицельно заинтересуются в Казахстане.


Следите за новостями Taspanews