Про психологическую зависимость тенге от рубля рассказал финансист

финансы фото на taspanews.kz от 11 апреля 2025 15:10
Фото: pixabay

Одна из причин, по которой слабеет тенге – это его психологическая привязка к рублю. Но имеет ли на самом деле нацвалюта соседней страны такой вес в нашей экономике, чтобы оказывать давление на местную валюту, корреспонденты Taspanews.kz попробовали разобраться, задав вопросы финансовому аналитику Мурату Темирханову.


В обществе укрепилось мнение, что валютная пара «тенге-рубль» всегда находится в плотной связке друг с другом, с паритетом «пять к одному». Так было в течение нескольких лет. Однако в начале 2025 года, когда в России начал укрепляться рубль, тенге не последовал за ним. А глава Нацбанка Тимур Сулейменов тогда пояснил, что тенге движется в зависимости от состояния экономики Казахстана, а не от того, что происходит с рублем. Это вызвало немало дискуссий, ведь за несколько лет в обществе сложилось мнение, что тенге все-таки зависит от рубля.


«Чисто психологически сложилось так, что и народ, и бизнес все привыкли, что у тенге подчиненное отношение к рублю, и он должен, обязан следовать за ним, и до сих пор ситуация не изменилась. Хотя, если посмотреть фундаментально, импорт на конец 2024 года с Россией был всего 30%. Раньше он доходил чуть ли не до 50%, но когда война началась, оттуда западные производители ушли, и импорт сократился, и санкции, и так далее, все это повлияло и началось снижение. Нужно понимать, что и те оставшиеся 30%, они не целиком в рублях оплачиваются, там что-то в долларах. Но если взять весь торговый оборот, импорт-экспорт, то доля рубля там 10-15% всего. То есть, если вот так фундаментально смотреть, как рубль влияет на весь платежный баланс Казахстана, то он должен где-то на 10−15% только влиять на курс. А у нас, если смотреть до 2022 года, он сто процентов влиял, в России рубль слабел, наш тенге за ним следовал в той же пропорции» , − говорит финансист Мурат Темирханов.

Выходит, что привязка двух валют «психологическая». Эксперт считает, что необходимо смотреть на реальные показатели экономик.


«Вот эту психологию надо прекращать, которая у нас сложилась, что шаг в шаг тенге должен следовать за рублем. Мы видели как это сработало в ноябре, когда в России резко ослаб рубль и у нас началась паника. Нацбанк был вынужден потратить на интервенции более миллиарда долларов. Потом из-за надежд, что Трамп снимет какие-то санкции с России, рубль начал двигаться в обратную сторону, стал укрепляться, хотя экспертам понятно, что это временное явление. Я считаю, что тогда Нацбанк правильно сделал, он не дал тенге укрепиться вслед за рублем» , − поясняет эксперт.

При этом для баланса, экономики стран все-таки должны работать с оглядкой друг на друга. Достаточно вспомнить, ситуацию, когда в 2014 году Россия перешла на свободно плавающий курс, а Казахстан еще год фиксировал его. Это вызвало резкий перекос на рынках.


«Раньше фиксировался курс и в России, и в Казахстане, но россияне в 2014 году перешли на плавающий курс, и вы помните вот этот кризис, когда отсюда меняли доллары, бежали в Россию, покупали машины, квартиры, потому что там чуть ли не три тенге за рубль было. А у нас Келимбетов еще год держал курс» , − говорит эксперт.

Поэтому у тенге и рубля может быть связь, но она не должна превращаться в зависимость.


Следите за новостями Taspanews