Рост ставки: независимый эксперт рассказал то, о чем молчит Нацбанк

Фото: pixabay

Новость о повышении ставки с 14,25% до 15,25% вызвала бурные обсуждения среди населения. Нацбанк выступил с официальным объяснением происходящего. Корреспонденты Taspanews.kz решили узнать альтернативную версию у независимого эксперта, экономиста Саяна Комбарова. 


Базовая ставка определяет стоимость денег и влияет на целый ряд экономических показателей, поэтому ее колебания вызывают большой социальный отклик. От нее зависит стоимость кредитов для населения и бизнеса, их объемы и доступность. Что, в свою очередь, влечет изменения в финансовых показателях предприятий, и как результат отражается в ценах конечной продукции. 


«Как работает финансовая система: Нацбанк дает деньги банкам второго уровня, те проводят эти деньги друг другу, происходит увеличение ликвидности, идет мультипликация денежной массы. И потом эта вся денежная масса идет на валютный рынок, на рынки недвижимости и товаров. Ситуация там разогревается, растут цены. Чтобы охладить рынки и снизить инфляцию — поднимают ставку. Чем выше базовая ставка, тем меньше кредитов и меньше денежная масса, которая вливается в экономику. По сути повышение базовой ставки — это обычный инструмент для замедления темпов инфляции. Если говорить конкретно о том, как это отразится на простом гражданине, будет сложнее и дороже взять кредит. Учитывая, что люди берут кредиты не только на покупку айфонов, но и на развитие бизнеса, это скажется на предпринимательской деятельности. В повышении ставки есть свои плюсы и минусы. Но то, что у нас на финансовом рынке идет перекос — это очевидно. Курс тенге должен формироваться за счет сбережений населения. Денежная масса должна быть в балансе с товарной. У нас же Нацбанк создает необеспеченную денежную массу через кредитный канал. Когда рост такой денежной необеспеченной массы замедляется через повышение ставки, то в целом это действует на стабилизацию цен. Другой вопрос, что у нас Нацбанк постоянно играет со ставкой, то увеличивая ее, то понижая, тем самым вызывая экономические циклы. Чтобы была стабильность цен, денежная масса должна быть стабильной, обеспечиваться и создаваться в балансе с товарной, а не создаваться из воздуха центральным банком. Но Национальный банк действует по-своему. То, что должен делать рынок, саморегулируя все системы, у нас вручную делается. Но паниковать при повышении ставки не стоит, у нас были цифры и побольше в нашей истории», — заключает Саян Комбаров.

Еще один вопрос, который задают люди на всевозможных форумах, почему именно в Казахстане наблюдается такая сильная финансовая турбулентность. В Кыргызстане и Узбекистане не наблюдается сильных колебаний ни в ключевой ставке, и в курсе нацвалюты. 


«Да, в Кыргызстане достаточно стабильный курс и базовая ставка 13%, но там и рынок маленький. Объемы кредитования не такие большие. Курс там годами демонстрирует стабильность. В Узбекистане экономика укрепляется за счет стремительного роста производства. Нам нужно заниматься реальной экономикой, а не делать деньги из воздуха через БВУ. Инфляция в Казахстане — это монетарное явление, и как говорил обладатель Нобелевской премии по экономике Милтон Фридман, причина в росте необеспеченной денежной массы. Нацбанк создает и эмитирует эту денежную массу. У нас создается эффект "надутого богатства", за которым ничего не стоит, оно не имеет товарного обеспечения. Но при этом получая кредиты от банков, люди платят им своим реальным трудом, временем и ресурсами. Необеспеченная наличная и цифровая денежная массы, являются номинальным богатством, что по сути — главная  проблема всякой экономики», — считает Саян Комбаров.