Шолпан Айтенова: повышение НДС – это симптом, а не стратегия

Аналитический портал Taspanews.kz организовал дискуссионную площадку по теме НДС. Сегодня мы предлагаем услышать мнение финансового аналитика, исполнительного директора Zertteu Research Institute Шолпан Айтеновой.
Вопрос повышения НДС – это не просто фискальная мера, а показатель общей реакционной природы налоговой политики в Казахстане, считает эксперт.
«Вместо того чтобы заранее прогнозировать проблемы и предупреждать их, государство действует в ответ на кризисы и внешние стимулы. Это приводит к поспешным решениям, вызывающим негативную реакцию общества»
Почему НДС – не проблема, а вопрос реализации
Само по себе повышение НДС не является плохой политикой, уверена эксперт. Во многих странах этот налог занимает ключевую роль в бюджете, и его увеличение может быть эффективным инструментом перераспределения ресурсов.
«Важен контекст, механизмы реализации и параллельные меры. НДС уже приносит 26% налоговых поступлений, а значит, любое изменение требует точных расчетов и понимания последствий. В Казахстане экономика квазирыночная, что делает такие реформы сложнее: бизнес адаптируется через теневую экономику, а граждане воспринимают налоговую нагрузку как несправедливую»
Почему государство пошло на повышение налогов?
В 2024 году граждане услышали об остром бюджетном кризисе и изъятиях средств из Нацфонда, чтобы залатать возникшие дыры бюджета. В 2025 году трансферты из Нацфонда составят 5 трлн тенге.
«Государство оказалось перед бюджетным кризисом, который можно преодолеть несколькими путями. Например, наращивать государственный долг – но его обслуживание уже занимает значительную часть бюджетных расходов. Есть вариант с сокращением государственных расходов – но это требует политической воли и может вызвать социальную напряженность. Продолжить изъятия из Национального фонда? Но Нацфонд практически исчерпан, а постоянное изъятие средств ставит под угрозу долгосрочную финансовую устойчивость. Повышение налогов – единственный оставшийся инструмент для увеличения доходов бюджета»
При этом повышение ставки НДС не является уникальным или радикальным решением, говорит эксперт. Этот инструмент широко использовался и в других странах.
«Многие страны ЕС повышали НДС в качестве фискального ответа на кризис 2008–2010 гг., чтобы сократить размеры бюджетного дефицита и государственного долга. Однако вопрос не в самом повышении, а в том, когда и как оно должно было быть реализовано»
Экономический аргумент – не единственная причина общественного сопротивления.
“Граждане не доверяют системе госфинансов, что делает любое повышение налогов политически чувствительным. Есть мнение, что 80% коррупции связано с госзакупками. Это значит, что люди не верят, что дополнительные налоги пойдут на развитие страны, а не на откаты и неэффективные расходы. В Казахстане доминирует проблема "общего ресурса" (common pool problem) – налогоплательщики воспринимают бюджет как ресурс, который перераспределяется не в их пользу. Агентская проблема (principal-agent problem): граждане как "принципалы" не могут эффективно контролировать чиновников ("агентов"), которые распоряжаются бюджетом. Все эти факторы объясняют, почему общество не готово поддерживать налоговые реформы без серьезных изменений в прозрачности госфинансов»
Нужна комплексная налоговая реформа
Вместо того чтобы повышать налоги как ответ на текущие бюджетные дефициты, стоит строить предсказуемую налоговую стратегию, уверена эксперт.
«Необходимо детальное сценарное моделирование последствий изменения НДС. Нужна увязка налоговой политики с уровнем доходов и инфляцией – нельзя повышать налоги, не учитывая экономические реалии. Мы говорим про комплексную налоговую реформу, а не точечное повышение одного налога. Чтобы росло доверие, нужна реформа госзакупок и прозрачность бюджетных расходов. Повышение НДС – не стратегическое решение, а реакция на текущие бюджетные трудности. В условиях низкого доверия и высокой коррупции это лишь усилит недовольство граждан. Вместо того чтобы спонтанно повышать налоги, необходимо стратегически прогнозировать проблемы и решать их на опережение. Тогда налоговая система станет предсказуемой, а общество – готовым к изменениям»