Задержка на миллиарды: пробки как главный враг экономики Алматы
По расчетам эксперта Абумусы Намазбаева, ежегодно Алматы теряет около $1,72 млрд из-за пробок, и эта цифра — без учета экологических последствий, пишет Taspanews.kz. С увеличением числа автомобилей и отсутствием продуманных решений по организации транспортного потока, проблема пробок становится все более актуальной. В статье представлены результаты исследований и расчетов автора, которые демонстрируют возможные пути решения этой проблемы. Основываясь на мировом опыте, таком, как системы управления дорожным движением, автор оценивает, как внедрение технологий и развитие общественного транспорта могут улучшить ситуацию на дорогах Алматы, снизить выбросы и сократить время в пути для жителей города.
1. Сингапур: интеллектуальная система управления движением (ERP)
Согласно опыту Сингапура, эта страна стала первопроходцем в использовании технологии ERP (Electronic Road Pricing) для управления дорожным движением.
ERP (Electronic Road Pricing) — это система электронного взимания платы за проезд, применяемая для управления транспортным потоком и уменьшения пробок. Она динамически регулирует стоимость проезда через специальные зоны на основе таких факторов, как время суток и загруженность дорог. Система работает следующим образом:
- Установка электронных шлюзов: На дорогах размещаются электронные ворота, которые фиксируют все транспортные средства, проезжающие через них.
- Считывание данных: Автомобили оборудованы транспондерами, или используется система считывания номерных знаков через камеры.
- Динамическое ценообразование: Плата варьируется в зависимости от времени суток и уровня загруженности дорог.
- Автоматическое списание: Плата автоматически списывается с зарегистрированных счетов пользователей.
Система была внедрена в 1998 году, а в 2016 году на ее обновление выделили 556 млн сингапурских долларов (около $400 млн). ERP эффективно перераспределяет транспортные потоки, сокращая заторы на дорогах. Кроме того, Сингапур инвестирует 60 млрд сингапурских долларов (примерно $43,5 млрд) в развитие железнодорожной сети и общественного транспорта к 2030 году. Для Алматы, где общественный транспорт играет ключевую роль, такой подход может стать важным решением.
2. Стокгольм: плата за проезд и инфраструктура
В 2006 году, по данным транспортного департамента Стокгольма, город вложил около 200 млн евро (примерно $200 млн) в систему платного проезда, которая снизила заторы на 25% и улучшила качество воздуха. Этот опыт показывает, что внедрение платного въезда в определенные районы города эффективно снижает количество частных автомобилей и стимулирует использование общественного транспорта. Доходы от платы за проезд направляются на улучшение транспортной инфраструктуры, что также способствует развитию города.
3. Копенгаген: велосипедная инфраструктура
По информации правительственных отчетов Дании, более 49% жителей Копенгагена используют велосипеды для ежедневных поездок на работу и учебу. Правительство Дании вложило около $134 млн в развитие безопасных велодорожек и «зеленых волн» на светофорах для приоритетного движения велосипедистов. Протяженность велосипедной инфраструктуры составляет 546 км. В Алматы же велоинфраструктура составляет всего 92 км, и план ее расширения до 190,9 км к 2024 году пока не реализован в полной мере. Такой опыт показывает важность развития экологически чистого транспорта для борьбы с пробками.
По заключению эксперта, наиболее подходящим примером для Алматы является Сингапур. Комплексный подход к решению транспортных проблем, который включает внедрение интеллектуальных систем управления трафиком и значительные инвестиции в развитие общественного транспорта, наиболее релевантен для Алматы. В условиях растущего числа автомобилей и загруженных дорог, технология ERP и инвестиции в транспортную инфраструктуру помогут перераспределить потоки, сократить заторы и повысить привлекательность общественного транспорта.
Внедрение системы управления движением (ERP) в Алматы могло бы существенно улучшить ситуацию с пробками и качеством транспортного обслуживания.
• Снижение пробок на 20-30%:Опыт Сингапура и других городов показывает, что ERP-система способна уменьшить заторы на дорогах на 20-30%. В Алматы это может привести к сокращению времени в пути для жителей примерно на 15-25 минут ежедневно.
• Снижение выбросов CO2 на 10-15%: За счет оптимизации движения и уменьшения количества заторов, можно снизить выбросы CO2 и других загрязнителей от автомобилей на 10-15%. В Алматы, где значительная часть загрязнений происходит из-за транспортных средств, это может привести к заметному улучшению качества воздуха.
• Рост числа пользователей общественного транспорта на 10-15%: Платное регулирование въезда в центральные районы и повышение эффективности общественного транспорта могут привести к росту пассажиропотока на 10-15%. Это позволит снизить количество частных автомобилей на дорогах и повысить общую мобильность населения.
Таким образом, внедрение ERP системы произведет экономический эффект — до $500 млн в год. С учетом того, что ежегодные потери Алматы из-за пробок составляют около $1,72 млрд, внедрение ERP может сэкономить городу от $300 млн до $500 млн в год благодаря повышению эффективности перевозок и снижению затрат на топливо и время.
Высокий уровень субсидирования и устаревшие модели управления
Согласно сведениям из «Мастер-плана транспортного каркаса города Алматы до 2030 года» доля субсидирования перевозчиков составляет 67% от общей выручки, что выше, чем в городах с развитым общественным транспортом (30–50%). Это говорит о том, что финансовые стимулы для популяризации общественного транспорта практически исчерпаны.
Сегодня, по данным бюджетных отчетов города, расходы перевозчиков в Алматы превышают 310 тенге на некоторых маршрутах и достигают 400 тенге. Поэтому город субсидирует социально значимые маршруты — с 2017 по 2023 год выплачено 217,6 млрд тенге субсидий, а в 2024 году планируется выделить 97,3 млрд тенге. При этом требования к перевозчикам ограничены и не ориентированы на качество обслуживания, что не стимулирует улучшение сервиса.
Согласно схеме, представленной выше, основные транспортные потоки Алматы проходят по десяти крупным магистралям, которые ежедневно обслуживают до 310 тысяч транспортных средств. Это составляет 30-40%* от общего пассажиропотока города, что делает их ключевыми артериями дорожного движения.
Наиболее загруженными направлениями являются Ташкентский тракт (54 тыс. автомобилей в сутки) и Первомайская трасса (49 тыс. автомобилей в сутки). Их высокая пропускная нагрузка указывает на необходимость принятия мер по регулированию движения и снижению заторов на этих участках. Движение на Каскеленской трассе (39 тыс.) и Талгарском тракте (38 тыс.) также значительно, формируя внешние потоки, которые существенно влияют на транспортную ситуацию внутри города.
Сравнительно менее загруженные направления, такие как Алатауская трасса (8 тыс. автомобилей) и Илийский тракт (16 тыс.), оказывают меньшую нагрузку на городскую сеть, однако их вклад в общий пассажиропоток все еще остается заметным.
Разработка систем регулирования движения на основных магистралях, а также развитие альтернативных видов транспорта (общественного транспорта, велоинфраструктуры) могут помочь перераспределить нагрузку и снизить заторы. Комплексный подход к решению проблемы поможет улучшить транспортную ситуацию в городе и повысить качество жизни его жителей.
Инвестиционный план на 2030 год
Город планирует инвестировать около 560 млрд тенге (примерно $1,2 млрд) в развитие транспортной системы до 2030 года, включая создание 42 транспортных коридоров протяженностью 296 км, строительство новых дорог, метро, BRT (скоростной автобусный транспорт) и LRT (легкорельсовый транспорт). Это позволит охватить 75% мест проживания и 81% рабочих мест в городе.
Согласно анализу эксперта реализация этих планов идет медленно, и ключевые инфраструктурные проекты остаются на стадии обсуждений. В текущей стратегии также отсутствуют современные интеллектуальные системы управления движением (ERP) и инструменты динамического регулирования (например, «congestion tax rate»), которые уже доказали свою эффективность в других городах мира.
Если тенденция сохранится без внедрения современных систем и технологий, ситуация с пробками будет ухудшаться, нанося ущерб экономике города и качеству жизни его жителей. Негативный прогноз предусматривает дальнейший рост потерь, превышающий текущие $1,72 млрд в год.
Интеллектуальная система управления трафиком (ERP), инвестиции в инфраструктуру общественного транспорта и стимулирование экологически чистых видов передвижения (например, велосипедного) — это первоочередные меры, которые позволят Алматы эффективно справиться с перегруженностью дорог и улучшить качество городской жизни.