Задержка на миллиарды: пробки как главный враг экономики Алматы

Фото: inbusiness.kz

По расчетам эксперта Абумусы Намазбаева, ежегодно Алматы теряет около $1,72 млрд из-за пробок, и эта цифра — без учета экологических последствий, пишет Taspanews.kz. С увеличением числа автомобилей и отсутствием продуманных решений по организации транспортного потока, проблема пробок становится все более актуальной. В статье представлены результаты исследований и расчетов автора, которые демонстрируют возможные пути решения этой проблемы. Основываясь на мировом опыте, таком, как системы управления дорожным движением, автор оценивает, как внедрение технологий и развитие общественного транспорта могут улучшить ситуацию на дорогах Алматы, снизить выбросы и сократить время в пути для жителей города.


1. Сингапур: интеллектуальная система управления движением (ERP)


Согласно опыту Сингапура, эта страна стала первопроходцем в использовании технологии ERP (Electronic Road Pricing) для управления дорожным движением.


ERP (Electronic Road Pricing) — это система электронного взимания платы за проезд, применяемая для управления транспортным потоком и уменьшения пробок. Она динамически регулирует стоимость проезда через специальные зоны на основе таких факторов, как время суток и загруженность дорог. Система работает следующим образом:


- Установка электронных шлюзов: На дорогах размещаются электронные ворота, которые фиксируют все транспортные средства, проезжающие через них.


- Считывание данных: Автомобили оборудованы транспондерами, или используется система считывания номерных знаков через камеры.


- Динамическое ценообразование: Плата варьируется в зависимости от времени суток и уровня загруженности дорог.


- Автоматическое списание: Плата автоматически списывается с зарегистрированных счетов пользователей.


Система была внедрена в 1998 году, а в 2016 году на ее обновление выделили 556 млн сингапурских долларов (около $400 млн). ERP эффективно перераспределяет транспортные потоки, сокращая заторы на дорогах. Кроме того, Сингапур инвестирует 60 млрд сингапурских долларов (примерно $43,5 млрд) в развитие железнодорожной сети и общественного транспорта к 2030 году. Для Алматы, где общественный транспорт играет ключевую роль, такой подход может стать важным решением.


2. Стокгольм: плата за проезд и инфраструктура


В 2006 году, по данным транспортного департамента Стокгольма, город вложил около 200 млн евро (примерно $200 млн) в систему платного проезда, которая снизила заторы на 25% и улучшила качество воздуха. Этот опыт показывает, что внедрение платного въезда в определенные районы города эффективно снижает количество частных автомобилей и стимулирует использование общественного транспорта. Доходы от платы за проезд направляются на улучшение транспортной инфраструктуры, что также способствует развитию города.


3. Копенгаген: велосипедная инфраструктура


По информации правительственных отчетов Дании, более 49% жителей Копенгагена используют велосипеды для ежедневных поездок на работу и учебу. Правительство Дании вложило около $134 млн в развитие безопасных велодорожек и «зеленых волн» на светофорах для приоритетного движения велосипедистов. Протяженность велосипедной инфраструктуры составляет 546 км. В Алматы же велоинфраструктура составляет всего 92 км, и план ее расширения до 190,9 км к 2024 году пока не реализован в полной мере. Такой опыт показывает важность развития экологически чистого транспорта для борьбы с пробками.


По заключению эксперта, наиболее подходящим примером для Алматы является Сингапур. Комплексный подход к решению транспортных проблем, который включает внедрение интеллектуальных систем управления трафиком и значительные инвестиции в развитие общественного транспорта, наиболее релевантен для Алматы. В условиях растущего числа автомобилей и загруженных дорог, технология ERP и инвестиции в транспортную инфраструктуру помогут перераспределить потоки, сократить заторы и повысить привлекательность общественного транспорта.


Внедрение системы управления движением (ERP) в Алматы могло бы существенно улучшить ситуацию с пробками и качеством транспортного обслуживания.


• Снижение пробок на 20-30%:Опыт Сингапура и других городов показывает, что ERP-система способна уменьшить заторы на дорогах на 20-30%. В Алматы это может привести к сокращению времени в пути для жителей примерно на 15-25 минут ежедневно.


• Снижение выбросов CO2 на 10-15%: За счет оптимизации движения и уменьшения количества заторов, можно снизить выбросы CO2 и других загрязнителей от автомобилей на 10-15%. В Алматы, где значительная часть загрязнений происходит из-за транспортных средств, это может привести к заметному улучшению качества воздуха.


• Рост числа пользователей общественного транспорта на 10-15%: Платное регулирование въезда в центральные районы и повышение эффективности общественного транспорта могут привести к росту пассажиропотока на 10-15%. Это позволит снизить количество частных автомобилей на дорогах и повысить общую мобильность населения.


Таким образом, внедрение ERP системы произведет экономический эффект — до $500 млн в год. С учетом того, что ежегодные потери Алматы из-за пробок составляют около $1,72 млрд, внедрение ERP может сэкономить городу от $300 млн до $500 млн в год благодаря повышению эффективности перевозок и снижению затрат на топливо и время.


Высокий уровень субсидирования и устаревшие модели управления


Фото: https://taspanews.kz/

Согласно сведениям из «Мастер-плана транспортного каркаса города Алматы до 2030 года» доля субсидирования перевозчиков составляет 67% от общей выручки, что выше, чем в городах с развитым общественным транспортом (30–50%). Это говорит о том, что финансовые стимулы для популяризации общественного транспорта практически исчерпаны.


Сегодня, по данным бюджетных отчетов города, расходы перевозчиков в Алматы превышают 310 тенге на некоторых маршрутах и достигают 400 тенге. Поэтому город субсидирует социально значимые маршруты — с 2017 по 2023 год выплачено 217,6 млрд тенге субсидий, а в 2024 году планируется выделить 97,3 млрд тенге. При этом требования к перевозчикам ограничены и не ориентированы на качество обслуживания, что не стимулирует улучшение сервиса.


Фото: https://taspanews.kz/
Фото: taspanews.kz

Согласно схеме, представленной выше, основные транспортные потоки Алматы проходят по десяти крупным магистралям, которые ежедневно обслуживают до 310 тысяч транспортных средств. Это составляет 30-40%* от общего пассажиропотока города, что делает их ключевыми артериями дорожного движения.


Наиболее загруженными направлениями являются Ташкентский тракт (54 тыс. автомобилей в сутки) и Первомайская трасса (49 тыс. автомобилей в сутки). Их высокая пропускная нагрузка указывает на необходимость принятия мер по регулированию движения и снижению заторов на этих участках. Движение на Каскеленской трассе (39 тыс.) и Талгарском тракте (38 тыс.) также значительно, формируя внешние потоки, которые существенно влияют на транспортную ситуацию внутри города.


Сравнительно менее загруженные направления, такие как Алатауская трасса (8 тыс. автомобилей) и Илийский тракт (16 тыс.), оказывают меньшую нагрузку на городскую сеть, однако их вклад в общий пассажиропоток все еще остается заметным.


Разработка систем регулирования движения на основных магистралях, а также развитие альтернативных видов транспорта (общественного транспорта, велоинфраструктуры) могут помочь перераспределить нагрузку и снизить заторы. Комплексный подход к решению проблемы поможет улучшить транспортную ситуацию в городе и повысить качество жизни его жителей.


Инвестиционный план на 2030 год


Город планирует инвестировать около 560 млрд тенге (примерно $1,2 млрд) в развитие транспортной системы до 2030 года, включая создание 42 транспортных коридоров протяженностью 296 км, строительство новых дорог, метро, BRT (скоростной автобусный транспорт) и LRT (легкорельсовый транспорт). Это позволит охватить 75% мест проживания и 81% рабочих мест в городе.


Согласно анализу эксперта реализация этих планов идет медленно, и ключевые инфраструктурные проекты остаются на стадии обсуждений. В текущей стратегии также отсутствуют современные интеллектуальные системы управления движением (ERP) и инструменты динамического регулирования (например, «congestion tax rate»), которые уже доказали свою эффективность в других городах мира.


Если тенденция сохранится без внедрения современных систем и технологий, ситуация с пробками будет ухудшаться, нанося ущерб экономике города и качеству жизни его жителей. Негативный прогноз предусматривает дальнейший рост потерь, превышающий текущие $1,72 млрд в год.


Интеллектуальная система управления трафиком (ERP), инвестиции в инфраструктуру общественного транспорта и стимулирование экологически чистых видов передвижения (например, велосипедного) — это первоочередные меры, которые позволят Алматы эффективно справиться с перегруженностью дорог и улучшить качество городской жизни.