Теория «расширяй и строй»: как позитивные эмоции помогают лучше работать и учиться

позитивные эмоции фото на taspanews.kz от 03 июня 2024 11:36
Фото: Midjourney

Теория «расширяй и строй»: как позитивные эмоции помогают лучше работать и учиться


Этот метод не только положительно влияет на наши мысли и внимание, но и улучшает здоровье. В конце 1990-х годов профессор психологии из Университета Северной Каролины Барбара Фредриксон сформулировала теорию «расширяй и строй». Она полагала, что существующие модели недостаточно описывали положительные эмоции, и они оставались малоисследованными в отличие от негативных.


позитивные эмоции фото на taspanews.kz от 03 июня 2024 11:36
Фото: открытые источники

Фредриксон утверждает, что негативные эмоции, такие как страх и тревога, сужают наше восприятие поведения до реакций «бей или беги». Положительные же эмоции, такие как радость, интерес и удовлетворение, расширяют наше восприятие, делая нас более осознанными. В процессе деятельности позитивные эмоции помогают нам выбрать из большего количества вариантов и формируют гибкость, стойкость и навыки для преодоления трудностей.


YouTube

Согласно теории «расширяй и строй», позитивные эмоции ведут к большей гибкости и креативности, что важно для работы и учёбы. Они стимулируют любопытство, обучение, общение и мотивацию. Исследования показывают, что с позитивным настроем задачи выполняются легче, сотрудничество с коллегами становится продуктивнее, возникают новые идеи, и появляется мотивация для новых проектов.


Фредриксон подчёркивает, что как позитивные, так и негативные эмоции должны сосуществовать. Позитивные эмоции способствуют накоплению жизненного опыта и ресурсов, улучшая когнитивные, социальные и психологические аспекты, что положительно сказывается на работоспособности. В позитивном настроении мы думаем более нестандартно, открыты и менее предвзяты.


Существует взаимосвязь между позитивными эмоциями и широким фокусом внимания: в хорошем настроении мы лучше видим общую картину, а не детали. В экспериментах для проверки теории участников разделили на группы и показали им разные ролики (весёлые, грустные или нейтральные) после стрессовой задачи. Те, кто смотрел позитивные ролики, быстрее восстанавливали пульс и давление, что подтверждает гипотезу Фредриксон об эффекте «отмены» негативных эмоций позитивными. Люди с позитивными эмоциями быстрее возвращаются в спокойное состояние и эффективнее справляются со стрессом.


Жизнестойкие люди, склонные к оптимизму и энергии, чаще испытывают позитивные эмоции, что приводит к новым циклам преодоления трудностей. В ещё одном эксперименте Фредриксона участники с высокой жизнестойкостью после стрессовых задач чаще испытывали счастье и интерес, их пульс и давление быстрее нормализовались благодаря позитивным эмоциям. Это показывает, что позитивные эмоции могут быть ресурсом для долгосрочной жизнестойкости и благополучия.


Позитивные эмоции также защищают физическое здоровье. Исследования показывают, что люди, переживавшие позитивные эмоции в детстве и взрослом возрасте, реже жалуются на хронические заболевания и плохое здоровье. Для увеличения позитивных эмоций на работе важно найти радостные моменты и устранить стрессовые факторы. Рабочее место должно быть комфортным, необходимо внедрить копинг-стратегии для борьбы со стрессом. Руководители могут создавать поддерживающую атмосферу и признание заслуг сотрудников, что вызовет у них положительные эмоции и повысит креативность. Работникам следует сосредоточиться на интересных и приятных задачах, записаться на курсы или взяться за амбициозный проект. Руководители должны поддерживать творческое мышление и профессиональное развитие подчинённых, предоставляя необходимые инструменты и поощряя за прогресс.


Следите за новостями Taspanews