15 лет споров: цена дела Стати для Казахстана

Фото: Pixabay

В конце 2024 года Правительство Казахстана совместно с Национальным Банком и стороны Стати, при поддержке ведущих кредиторов Tristan Oil, успешно завершили процесс урегулирования продолжительного спора о нефтегазовых активах в Казахстане, тянувшийся 15 лет. Подписанное соглашение должно стать основанием для прекращения всех текущих споров без права на их возобновление в будущем. О деталях затяжного дела, потерях страны во время его рассмотрения и последствиях прецедента для привлечения иностранных инвесторов в Казахстан корреспонденту Taspanews.kz рассказал политолог, аналитик и руководитель исследовательского центра A+Analytics Фархад Касенов.


История


Касенов отметил, что дело Анатола Стати тянулось много лет, и лишь в 2024 году в нем произошли значительные подвижки и удалось прийти к соглашению. 


«В 1993 году Казахстан начал активно привлекать инвесторов в нефтегазовую сферу, и в 1999 году это направление достигло своего самого высокого пика. Был приглашен инвестор из Румынии: румыно-молдавский олигарх и политический деятель Анатол Стати. Несмотря на то, что вместе с ним чаще всего присутствовал брат, во всех отметках о деле фигурирует только его имя. Его компания пришла в Казахстан и выкупила у частных казахстанских компаний два относительно небольших для Казахстана нефтяных месторождений: Баранколь и Толкын. Инвестиции в эти месторождения, по его словам, он вкладывал на протяжении десяти лет, и в общем вложил примерно 500 миллионов долларов»,  – рассказал политолог. 

По словам эксперта, в 2009 году Министерство юстиции Казахстана обратилось к Стати с сообщением, что против него начато дело – его обвиняли в том, что он недобросовестный инвестор и не выполняет правовые положения. 


«То есть, занимается перекачкой газа без лицензии. Обвинение изначально казалось странным, потому что получалось, что Казахстан сам не проследил за тем, что на нашу транспортную систему оказывается некая нагрузка»,  – пояснил Касенов.

Эксперт рассказал, что в 2010 году Анатол Стати проиграл суды по этому делу в Казахстане, его признали недобросовестным инвестором, фактически «отняв» бизнес. Нефтеперерабатывающие заводы были переданы государству, предприятия национализировали, все перешло во владение государства. 


«Казахстанская сторона с этого момента начинает представляться именно государством, а не частными предпринимателями. Это важный момент, потому что в последующие годы наши государственные средства оказались под арестом международных институций и международных судов»,  – подчеркнул Касенов. 

Он рассказал, что в дальнейшем, на протяжении нескольких лет Стати подавал заявления в международные суды в Люксембурге, Молдове и не только. Так, в 2013 году Стокгольмский арбитражный суд выпустил постановление, признающее правоту Анатола Стати. Согласно этому постановлению, Казахстан должен был выплатить Стати компенсацию в размере 500 миллионов долларов. 


«Казахстан эти требования не признал. Начались долгие судебные тяжбы, которые в 2016 году переросли в „наступательную тактику“ со стороны Казахстана. В Анатола Стати летели обвинения в мошенничестве, его обвиняли в том, что он вводит в заблуждение международные суды. Атаку эту тогда возглавил бывший министр юстиции Марат Бекетаев. Он был молод, активен, очень хотел показать свое умение справляться с подобными конфликтами. Тяжбы он вел через компанию Болашак Консалтинг»,  – рассказал политолог.

Заморозка средств Нацфонда


В 2017 году Стокгольмским арбитражным судом было принято решение заморозить средства Национального фонда Казахстана на сумму 22 миллиарда долларов. 


«Это колоссальная сумма. 22 миллиарда в сравнении с 500 миллионами. Далее началась условная „игра на понижение“, не слишком понятная»,  – рассказал Касенов. 

По его словам, в период с 2016 по 2022 год Болашак Консалтинг проигрывала одно дело за другим. Причем тяжбы и найм иностранных консультантов велись за счет бюджетных средств. 


«В октябре 2023 года Бекетаева задержали по подозрению в растрате как раз таки этих средств. Его обвинили в том, что он неэффективно потратил средства на юридические услуги. Есть мнение, что все эти процессы специально затягивались, чтоб была возможности „отмыть“ деньги, потому что дело тянулось действительно очень долго. Информация эта засекречена, точно сказать ничего нельзя»,  – считает аналитик. 

Касенов отметил, что в 2021 году со средств Нацфонда был снят арест на небольшую сумму – 530 миллионов долларов.


«Но это, конечно, ничто в сравнении с теми суммами, которые были уже потрачены и потеряны из-за заморозки средств Нацфонда. Были проиграны множественные суды: в Италии, в Швеции, в США. Эти суды выносили свое решение в пользу Стати»,  – пояснил эксперт. 

В 2024 году удалось достичь некоего соглашения со Стати, согласно которому Казахстан должен выплатить инвестору средства за его убытки, моральный ущерб и так далее. 


«Казахстан считает, что это можно считать успешным завершением тяжбы, а юристы Стати с того момента перестали комментировать дело, тем самым признав, что соглашение действительно достигнуто»,  – подчеркнул Касенов. 

Итоги и уроки


Основным минусом этого процесса и скандала политолог считает то, что пострадал имидж страны. 


«С 1991 года, то есть с момента, как Казахстан получил независимость, мы всегда очень рьяно демонстрировали свою возможность привлекать прямые инвестиции: „мы защищаем права инвесторов, мы не пересматриваем условия сделки“. Ситуация со Стати – это негативный прецедент. Второй минус: сплошные убытки, никакой прибыли»,  – пояснил эксперт. 

Относительно позитивной стороной же можно считать то, что дело решилось в пользу инвестора, а значит – это плюс к инвестиционной привлекательности. 


«Дело это можно считать в какой-то степени политическим. В ходе процесса звучали разные имена: Карим Масимов, Тимур Кулибаев, Михаил Доронин. Последний, кстати, будучи президентом Молдовы, обвинял Стати в том, что тот якобы готовит в Чечне государственный переворот – надо понимать, что Стати и политический вес имеет. Возможно, Доронин попросил нашего первого президента вмешаться в возникший конфликт. Ясно одно: было бы легче заплатить изначально Стати компенсацию в размере 500 миллионов долларов, чем нести последующие убытки. Ряд экспертов считает, что мы понесли убытки в размере до 1 миллиарда долларов»,  – рассказал Касенов. 

Политолог отметил также – заявлялось, что в конечном итоге средства выплатили не из бюджетной казны, а за счет иных, внебюджетных средств. 


«Возможно, это были деньги олигархов, представителей старого Казахстана, которые страну спешно покинули. Очень хорошо, что эта ситуация разрешилась спустя столько времени. Это дело над нами больше не висит, средства не арестованы»,  – сказал эксперт. 

Политолог считает – в будущем не следует вмешивать государство в частные споры частного бизнеса, чтобы не попасть в подобную ситуацию снова.


«У нас такая практика имеется: государство пытается покрыть проблемы и издержки частного бизнеса, как например в случае с Кыргызстаном и правом на водопользование. Вмешательство государства всегда влечет за собой риск. Конечно, дело Стати – это прецедент, но прецедент, показавший, насколько мы можем быть уязвимы в такой ситуации»,  – уверен Касенов. 

Также эксперт считает, что необходимо защищать права иностранных инвесторов, и работа над этим активно ведется. Например, в Астане действует Международный арбитражный суд, основанный на британском праве. 


«Вопрос очень серьезный: мы нуждаемся в иностранных инвестициях, да и во внутренних инвестициях тоже. Важно, чтобы люди, скопившие капитал у нас в стране, не вывозили его за границу, в оффшорные зоны, в Дубай, Швейцарию и так далее. Для этого необходимо обеспечить защиту и законность их интересов – в случае, если способ их заработка не ставится законом под сомнение, конечно. Нужно создать атмосферу инвестиционной привлекательности. Привлекать не только иностранных инвесторов, но и внутренних, отечественных. Только так мы сможем избежать повторения подобных неприятных кейсов»,  – резюмировал политолог.