Автодорожная сеть Казахстана: рост автопарка и влияние на экологию

electric vehicles фото на taspanews.kz от 14 августа 2024 10:41
Фото: Unsplash

1 июня 2024 года стало знаменательной датой для автодорожной сети Казахстана: количество зарегистрированных транспортных средств достигло колоссального числа в 5,5 миллиона, что демонстрирует рост на 12,3% в сравнении с предыдущим годом, информирует Taspanews.kz со ссылкой на энерджипром.кз.


Особенно примечателен взлет популярности электромобилей, которых теперь стало в 2,9 раза больше.


Львиная доля автотранспорта сосредоточена в крупнейших мегаполисах: Алматы с 635,6 тысячами машин, Алматинской области с 592,8 тысячами и Астане, где зарегистрированы 399,2 тысячи автомобилей. Между тем, в относительно новых регионах, таких как Улытауская, Абайская и Жетысуская области, количество транспортных средств значительно скромнее.


Что касается типа автотранспорта, легковые автомобили уверенно занимают лидерские позиции, достигнув 4,8 миллионов единиц, что представляет собой прирост на 12,6% в сравнении с предыдущим годом. Грузовые автомобили достигли отметки 540,8 тысяч (рост на 9,8%), а автобусов стало 114,1 тысяч, что представляет впечатляющий прирост на 13,3%.


Анализируя же топливные предпочтения казахстанцев, выясняется, что бензин остается господствующим видом топлива — на нем работают 81,9% автотранспорта. Но и электромобили стремительно наращивают свое присутствие, достигнув 10,3 тысяч единиц. Наряду с этим, увеличилось количество автомобилей, использующих газобаллонное топливо (рост на 28%) и смешанное топливо (рост на 10,3%).


Возрастной состав автопарка также вызывает интерес. Примерно 2,5 миллиона автомобилей пересекли порог в 20 лет, продемонстрировав рост на 4,9% за год. Машин возрастом от 10 до 20 лет насчитывается приблизительно 1,3 миллиона (увеличение на 17,9%). Однако новых автомобилей до 3 лет всего 335,2 тысячи. Переизбыток старых автомобилей негативно сказывается на экологическом состоянии и безопасности на дорогах.


Резкое увеличение числа автомобилей также положительно отразилось на рынке автосервисного обслуживания, который в 2023 году вырос до 233,3 миллиарда тенге, что на 38,6% больше, чем годом ранее. В Алматы и Астане затраты на автосервисы составили 62,5 миллиарда и 35 миллиардов тенге соответственно.


Наличие большого количества старых автомобилей подвергает экосистему Казахстана серьезным испытаниям. Согласно данным Факультета экологической инженерии Стамбульского технического университета, выбросы транспорта являются главной причиной загрязнения воздуха в крупных городах. Углеводородные и твердые частицы от автомобилей значительно ухудшают качество воздуха.


Таким образом, несмотря на позитивные изменения в популяции электромобилей, Казахстан сталкивается с рядом вызовов в области экологии и дорожной безопасности. Страна нуждается в срочных мерах по модернизации автопарка и улучшению инфраструктуры, чтобы справляться с нарастающей урбанистической нагрузкой.


Следите за новостями Taspanews