«Беда, а не преимущество»: демографию Узбекистана и Казахстана сравнили эксперты

беременная женщина и флаги фото на taspanews.kz от 05 августа 2024 14:32
Фото: коллаж TaspaNews

На прошлой неделе были опубликованы данные о численности населения Казахстана и Узбекистана. Так, в Казахстане население достигло 20 159 707 человек, а в Узбекистане количество граждан превысило 37,1 млн. Демографическое развитие двух стран в беседе с корреспондентом Taspanews.kz сравнили эксперты.


Где быстрее растет население


По словам демографа Института экономических исследований Шынар Тулешовой, на 1 января текущего года в Узбекистане численность населения составляла 36 миллионов 799 тысяч, а уже за последующие полгода население выросло примерно на 1%.


Согласно ее данным, последние 3-4 года в этой стране темп прироста населения составляет 2,1-2,2% ежегодно, он повысился по сравнению с более ранними годами.


В Казахстане за тот же период темп прироста населения составил 0,63%. В среднем он достигает 1,3−1,5%.


«В Казахстане темп прироста населения все-таки ниже, чем в целом в Узбекистане»,  — говорит эксперт.

Рост населения в основном происходит за счет естественного прироста и миграции. 


В частности, повлияла на миграцию в обеих странах ситуация с Россией и Украиной.


Как рассказала Тулешова, в Казахстане сальдо миграции (разность между числом прибывших в регион за отчетный период и числом выбывших из него) за последний год было отрицательным, то есть миграция отрицательно влияла на рост населения в стране. В Узбекистане также число прибывающих в страну ниже, чем число выбывающих из страны. То есть в этой стране тоже миграция играет отрицательную роль в росте населения. Поэтому, как считает эксперт, нужно обратить внимание в обеих странах на естественный прирост населения. 


В рождаемости и смертности населения играет большую роль возрастная структура населения. Согласно данным Тулешовой, доля пожилого населения Казахстана в прошлом году составила 8,8%, в то время как этот показатель в Узбекистане не доходит до 6%. Таким образом, возрастная структура соседней страны моложе по сравнению с возрастной структурой населения Казахстана. Но при этом ожидаемая продолжительность жизни в нашей стране превышает продолжительность жизни в Узбекистане.


Демограф отметила, что в 2017−2023 годы «у соседей» неуклонно рос суммарный коэффициент рождаемости. В 2017 году на одну женщину приходилось 2,6 рождений, а в 2023 году — уже 3,4.


В Казахстане в 2021-2023 годах также был зарегистрирован значительный рост рождаемости, в среднем на одну женщину приходилось 3 рождения. Но после этого «беби-бума» произошел спад рождаемости, и сейчас суммарный коэффициент рождаемости немного ниже в Казахстане, показатели вернулись к значениям 2019 года.


Как заметила эксперт, склонность к многодетности в Казахстане имеет резкое различие по регионам. Например, в Туркестанской области суммарный коэффициент рождаемости превышает 4 рождения на одну женщину, а в северных регионах не доходит и до 3. Тулешова пришла к выводу, что южные регионы РК внесли свой вклад в увеличение численности населения, без них в стране был бы спад рождаемости.


«Если темп прироста населения будет держаться на том же уровне, то мы за 4-5 лет можем достигнуть прироста в миллион. Таким образом, если посчитать, Казахстан не скоро достигнет показателей Узбекистана»,  — заключила Тулешова.

«Огромная головная боль»


Финансовый аналитик Арман Бейсембаев в беседе с корреспондентом Taspanews.kz оценил численность населения двух стран с практической точки зрения.


«Важно понимать одно — рост населения хорош только тогда, когда у вас есть активно развивающиеся, активно растущая и усложняющаяся, то есть диверсифицированная экономика. Для стран с достаточно простой, примитивной и однонаправленной экономикой рост населения — это беда, а не преимущество»,  — считает Бейсембаев.

По мнению эксперта, это касается не только сырьевых стран, как Казахстан, который живет за счет добычи нефти. Рост населения требует больших финансовых возможностей страны, а значит, с увеличением числа казахстанцев, отечественная нефть либо должна расти в цене, либо добываться в больших количествах, иначе население будет становиться беднее.


«Грубо говоря, представьте себе пирог, и у вас вместе с количеством людей, которые находятся вокруг этого пирога, должен расти сам пирог, чтобы он обеспечивал. И вот рядом с этим пирогом сидели, допустим, пять человек. Потом прибавились еще двое, а потом еще двое. Если размер пирога при этом не растет, это значит, что при увеличении количества людей, каждому из них достанется меньшая доля пирога», — сказал Бейсембаев.

По его словам, меньшее количество населения приводит к росту ВВП, а не наоборот, и рост населения может вызвать торможение и отсутствие роста экономики, не обладающей добавленной стоимостью в стране без усложняющегося производства.


«Эта беда касается всех стран с подобной структурой экономики. Например, есть множество сельскохозяйственных стран, вроде Египта. И там та же самая беда»,  — подчеркнул Бейсембаев.

Узбекистан сильно отличается от Казахстана по структуре экономики, потому что не обладает такой глубоко сырьевой направленностью, как в РК: у них есть и сборочные предприятия, и есть какие-то производственные линии, — впрочем, по мнению эксперта, этого недостаточно.


«И надо понимать, что даже по сравнению с нами Узбекистан — это очень бедная страна сама по себе»,  - отметил он.

То, как сейчас Узбекистан трансформирует свою экономику, пытаясь наращивать более высокие экономические переделы, говорит о том, что они могут себе позволить растущее население, и более того, это им идет во благо, потому что это рабочие руки, добавил эксперт. Усложняющаяся экономика будет требовать не просто рабочих рук, они тоже нужны, но и более высокой квалификации. А для экономики Казахстана не нужны, по большому счету, ни рабочие руки, ни высокая квалификация.


«Для такой экономики, как наша, для того, чтобы каждый из казахстанцев жил, как в Саудовской Аравии, прямо здесь и сейчас, в Казахстане должно жить не больше 5−7 миллионов человек. А нас — 20»,  — обратил внимание финансовый аналитик.

При этом в Саудовской Аравии намного меньше населения, сказал эксперт. Эта страна — лидер по объему добычи нефти, а наполнение бюджета напрямую зависит от объемов добычи нефти и от ее стоимости. Бюджет Саудовской Аравии от нефтяной ренты зависит на 90 процентов.


«У нас все-таки ситуация чуть получше. Здесь надо нас все-таки похвалить. У нас примерно на 60% зависит все от добычи нефти. Если прямо здесь и сейчас Казахстан перестанет добывать нефть, 60% бюджета — просто как корова слизала»,  - заметил Бейсембаев.

По его словам, имеющийся на сегодняшний день уровень жизни по большей части зависит именно от сырьевой ренты. Вся экономика построена на том, что сырьевая экспортная рента просто распределяется среди населения. Казахстан, как страна, не зарабатывает, полагает аналитик. В экономике не создается уровень и объем добавленной стоимости, экономика не усложняется. Напротив: за последнее десятилетие, скорее, упрощается, деградирует. А население при этом растет, и это «огромная головная боль». Потому что населению нужны хорошие зарплаты, хороший уровень жизни - квартира, машина.


«Население растущее - это же значит, что и детей в семье много будет. Каждому из них нужны места в детском садике, а у нас уже они уже переполнены. Потом места в школе, а у нас и они переполнены… А завтра мой сын женится, а ему тоже нужна квартира... Дай! Дай мне все это! А этого нет. И не будет»,  — резюмировал Бейсембаев.

Следите за новостями Taspanews