Домогательства начинаются с разговора: юрист об актуальной теме
На этой неделе в Карагандинской области несколько десятков женщин рассказали общественности о таксисте компании InDrive, который, по словам обвинителей, домогался их во время поездок, трогая за интимные части тела.
Подобные случаи, к сожалению, не являются редкостью. Несмотря на то, что в наши дни большинство женщин выбирают заказное такси в обход «попутке» именно в целях собственной безопасности, новостная лента продолжает периодически рассказывать о случаях нежелательного внимания и даже недопустимого поведения со стороны водителей.
Как обезопасить себя в такси, можно ли получить поддержку и защиту закона, должна ли за такой неприятный опыт отвечать сама компания-работодатель, и где пролегает та тонкая грань между словесным домогательством и причинением вреда, рассказал корреспонденту Taspanews.kz Абдешов Руслан, юридический консультант ПЮК Adilzanger.
Проблема кейсов с домогательствами в Казахстане в основном формируется из-за отсутствия самого термина «домогательство» на законодательном уровне, однако, как отметил эксперт, в Уголовном кодексе РК обозначены преступления полового характера.
«Неправомерные действия или домогательства, как правило, начинаются с разговора на личные темы. После, таксист может перейти к прикосновениям или даже насильственным действиям, все зависит исключительно от цели и мотивов самого потенциального преступника. Суть в том, что за прикосновения и действия, которые не повлекли за собой видимый вред здоровью, привлечь водителя к уголовной ответственности сложно, так как без явных доказательств невозможно сложить состав преступления, а именно насильственных действий. Между уголовной и административной ответственностью имеется тонкая грань, так что в случае подозрительных действий со стороны таксиста лучше насторожиться и постараться зафиксировать все на телефон, в случае возможности следует сразу позвонить по номеру 102»,
Следовательно, по объяснению эксперта, за домогательства на законодательном уровне может быть предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность: все зависит от действий и умысла правонарушителя. На выбор ответственности будут влиять разные факторы: степень причинения вреда, наличие состава преступления и вещественных доказательств.
«Условно, административная ответственность – это 449 статья КоАП РК “Приставание”, более же агрессивные действия с применением или угрозой применения физической силы могут рассматриваться уже в контексте Уголовного кодекса, как “Насильственные действия сексуального характера”»,
По словам эксперта, очень важно иметь вещественные улики (например, запись разговора, видео, фото). В случае безвыходной ситуации именно эти детали могут стать ключевыми в вопросе привлечения нарушителя к ответственности.
Юридический консультант также отметил, что в таксисты все же идут работать «не от хорошей жизни». Причины могут быть разные: от безработицы и отсутствия надлежащего образования до кризиса на рынке труда. Нередко к работе водителем прибегают люди с судимостью (иногда речь идет и об ответственности за преступления сексуального характера). При наличии такого прошлого дорога на госслужбу и еще в ряд компаний определенно «заказана».
Владельцы автопарка, обычно, в самую последнюю очередь задумываются о таких характеристиках своего соискателя, для работодателя важен заработок. В связи с тем, что в последние годы сфера услуг такси выросла в разы, нарекания и трения между водителями и пассажирами становятся нездоровой тенденцией, причем, как отметил юрист, порой встречаются и случаи непотребного поведения со стороны именно пассажиров. Для обеспечения собственной безопасности многие таксисты устанавливают внутри салона видеорегистратор.
«Что касается таких крупных автопарков и приложений, как “InDriver” или “Яндекс-такси”, хотелось бы, чтоб ими были разработаны базовые правила и нормы, вроде предоставления справки о несудимости при регистрации водителя. Но эти изменения нужно рассматривать только на законодательном уровне. Взаимодействие этих автопарков с правоохранительными органами слабое, ненадежное, что замедляет работу самих представителей полиции. Возможно, было бы правильно привлекать к ответственности за поведение водителя и самих владельцев автопарков, чтобы последние чувствовали груз ответственности, ужесточили правила приема водителей на работу и более охотно шли на контакт с органами внутренних дел»,
Руслан Абдешов также дал ряд базовых, но непреложных рекомендаций по обеспечению своей безопасности в такси:
- сообщать о своей поездке близким и родным (особенно, если речь идет о поездке в позднее время;
- запоминать марку, госномер машины и внешность водителя с целью его опознания в дальнейшем;
- по возможности избегать поздних поездок в вечернее и ночное время, будучи в состоянии алкогольного опьянения;
- не позволять водителю переводить разговор в плоскость личного, интимного характера; не поддерживать его;
- всегда быть наготове, чтобы в случае необходимости позвонить в 102 или зафиксировать факт неправомерных действий на камеру.