«Экосистема будет восстанавливаться десятилетиями»: уроки Керченского пролива
15 декабря 2024 года в Керченском проливе в результате разломов корпусов двух российских нефтяных танкеров из-за шторма произошла экологическая катастрофа с разливом топочного мазута. В отличие от других нефтепродуктов, мазут марки М100 не поднимается на поверхность воды, а опускается на дно или остается в ее толще. В проливе оказалось порядка трех тонн нефтепродукта, испытанных способов очистить воду от подобного загрязнения не существует. На данный момент мазут возможно убрать только после его выбрасывания на берег. Экологическая катастрофа уже привела к гибели 32 дельфинов и 270 птиц. О том, что спровоцировало катастрофу, как долго она будет влиять на экосистему пролива, а также о том, как уберечь природу Казахстана от повторения подобных ситуаций, редакции Taspanews.kz рассказала эколог FirstEcoBureau Алия Эрмакбаева.
Последствия
Эрмакбаева уверена, что разлив нефтепродуктов – это всегда катастрофа, наносящая непоправимый урон морской фауне и флоре. Непоправимый – потому что все действия по устранению сводятся к усилиям по физическому изъятию нефтепродуктов из экосистемы.
«Катастрофа произошла 15 декабря, и с тех пор ведутся какие-то работы, но о промежуточных результатах, о том, какой объем мазута был изъят из экосистемы, достоверной информации мало. Есть информация о гибнущих животных и птицах, и это уже о последствиях, контроль над которыми до конца не понятен»,
По словам Эрмакбаевой, в результате катастроф такого рода гибнет водная и сухопутная прибрежная экосистема, масштабы ущерба должны фиксироваться и учитываться.
«В будущем было бы правильным наладить реализацию программ по мониторингу ущерба, и помощи по восстановлению пострадавшим видам. Самовосстанавливаться экосистема будет десятилетиями, а некоторые виды и вовсе рискуют быть утерянными без поддержки в местах катастрофы»,
Методы борьбы с последствиями включают в себя мониторинг, анализ масштабов ущерба и программы по восстановлению экосистем, помимо физического изъятия загрязнителя из окружающей среды.
«Мазут М100 очень сложно изымать, особенно из воды, он тяжелее, и будет находится в толще воды, а не на поверхности. Многие известные способы очистки воды, такие как изъятие с помощью сорбентов, тут плохо помогут»,
Главное в ликвидации последствий, считает эксперт – это быстрое реагирование, поскольку чем дольше нефтепродукт находится и распространяется в экосистеме, тем больше непоправимого время он наносит флоре и фауне.
«Из открытых Telegram-каналов уже известно о гибели азовских дельфинов, о гибели нескольких сотен птиц, о спасении примерно полутора тысяч птиц силами волонтеров и ветеринарных служб»,
Предотвращение
Угроза подобного загрязнения имеется и на водоемах Казахстана.
«Такая ситуация грозит всегда, когда присутствует несоблюдение технических и эксплуатационных норм, а также норм безопасности. В данном случае оба судна, на которых транспортировался нефтепродукт, превысили максимальные сроки эксплуатации: при нормированном сроке в 25 лет, суда эксплуатировались уже более 50! Из открытых Telegram-каналов по данному ЧС известно также, что одно из двух суден вообще не должно было выходить из порта, так как документы на него были приостановлены»,
По словам эколога, потерпевшие крушение танкеры были судами смешанного плавания, предназначенными для эксплуатации на реках, водохранилищах и ограниченно – в прибрежных морских районах. Таким образом, к трагедии привела совокупность причин.
«Предотвращать такие катастрофы можно и нужно – четким соблюдением норм и правил эксплуатации техники и оборудования, своевременным мониторингом технического состояния, исключением случаев эксплуатации оборудования, техники, судов, работающих с добычей и транспортировкой нефтепродуктов, превысивших срок нормированной эксплуатации, а также находящихся в ненадлежащем состоянии»,