Эксперты: Каспий мелеет из-за российских вод, это вне власти Казахстана

Фото: Midjourney

В начале июля Министерство ирригации сообщило, что уровень Каспийского моря в этом году благодаря большим поступлениям паводковой воды увеличился на 119 сантиметров. Редакция Taspanews.kz выяснила у специалистов, какова на данный момент ситуация на Каспии, и что в будущем ждет единственное море, выход к которому есть у Казахстана.


Обмеление Каспийского моря


Доктор наук, руководитель лаборатории Региональных климатических изменений АО «Институт географии и водной безопасности» Жанар Наурозбаева считает, что Каспийское море — уникальный водоем, со своим неповторимым гидрологическим режимом, ледовыми явлениями и, конечно же, удивительным биоразнообразием. 


А морское судоходство и промысел на Каспии играют важную роль в экономическом, торговом и производственном секторах Прикаспийских стран. 


«Таким образом, изменение уровня оказывает существенное влияние на всю прибрежную и морскую деятельность. А наблюдаемые гидрометеорологические явления, такие как сгонно-нагонные явления, обмеление или затопление, торосы и ледоход, могут быть причиной многих проблем региона»,  — отметила Наурозбаева. 

Отчасти разделяет мнение доктора наук Адильбек Козыбаков, член общественного совета Министерства экологии и природных ресурсов, председатель регионального экологического совета по Мангистауской области ассоциации ECOJER.


«Обмеление Каспия — это, в первую очередь, проблема для судоходных компаний и нефтедобытчиков на шельфе. Им приходится нести дополнительные затраты на дноуглубительные работы. На население обмеление, думаю, практически не имеет никакого воздействия»,  — сказал Козыбаков.

По словам Наурозбаевой, в настоящее время наметилась четкая тенденция по снижению уровня Каспийского моря, и ученые разных стран обеспокоены причинами и последствиями этого обмельчания.


По данным доктора наук, уровень моря претерпевает значительные изменения. За историю наблюдений уровень воды снижался до минус 33 м по Балтийской системе (БС) во время Дербентской регрессии в X-XIII веках, а в середине XVII столетия уровень моря повышался до минус 22,5 м БС. Наиболее достоверные инструментальные наблюдения начали вестись с 1900 года. С этого периода и до настоящего времени уровень Каспия изменялся от минус 25,74 м БС до минус 29,01 м БС. Самый низкий уровень (минус 29,01 м БС) наблюдался в 1977 г.


«Проблемы обмеления, регрессивные процессы на Каспии, то есть, изменения уровня воды по отношению к окружающей среде — это естественный ритм жизни водных объектов. Обмеление Каспия — цикличное природное явление. После обмеления придет обводнение, это вопрос времени»,  — считает Козыбаков.

Адылхан Товасаров, кандидат наук, генеральный директор Центрально-Азиатского института экологических исследований, рассказал, что изменение уровня воды Каспийского моря связано с климатическими, геологическими и антропогенными факторами, и в свою очередь, приводит к глобальному потеплению и оказывает влияние на повышение температуры воздуха и усиление процесса испарения воды.


По данным кандидата наук, трансгрессия и регрессия моря наблюдается каждые сто лет, в этом заключается особенность Каспийского моря. По расчетам немецких ученых, море будет и дальше отступать минимум до 2054 года, а уровень воды в нем к 2100 году будет на 9-18 метров ниже, чем сейчас. 


«Это вызовет целый ряд проблем в экологии, экономике и политической стабильности региона»,  — сказал Товасаров.

От чего зависит уровень моря


На колебания уровня моря влияют множество факторов — тектонические, климатические и антропогенные. Наурозбаева считает, что в последние десятилетия доля влияния климата и деятельности человека огромна. 


«В прошлом столетии ввиду масштабной стройки гидротехнических сооружений и активной зарегулированности основных водотоков (реки Волга и Урал) уровень моря сильно упал. А теперь и возрастает воздействие изменения климата — увеличение средней температуры воздуха, увеличение испаряемости с поверхности воды, уменьшение количества выпадающих осадков»,  — подчеркнула доктор наук.

Галымжан Камбарбеков, главный эксперт Управления регулирования использования водных ресурсов, Комитета по регулированию, охране и использования водных ресурсов Министерства водных ресурсов и ирригации, рассказал редакции, как наполняется Каспий.


По словам специалиста, в Каспийское море впадает более 130 рек. Река Урал (Жайык) является крупнейшей водной артерией, впадающей в Каспийское море на территории Казахстана.


«Реки Волга, Урал, Терек, Сулак и Эмба дают до 88−90% годового водотока в Каспийское море»,  — сказал эксперт.

При этом формируются эти реки в других странах. Например, Урал является трансграничной рекой, истоки которой находятся на территории Российской Федерации. 


Как рассказал Камбарбеков, водные отношения между РК и РФ регулируются соглашением между правительствами двух стран о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов, и объемы передаваемого стока зависят от прогноза и водности реки конкретного года.


«Обмеление Каспийского моря зависит от притоков»,  — отметил Камбарбеков.

Амражан Таиров, кандидат науки и гидроэколог, в свою очередь отметил, что водный сток трансграничной реки Жайык в казахстанской части течения не зарегулирован, там нет гидротехнических сооружений. Однако состояние водной артерии все же вызывает опасения.


«Водная экосистема реки деградирует, воды загрязнены, и она постепенно мелеет»,  — считает Таиров. 

По мнению гидроэколога, более 80% речного стока, питающего Каспийское море, формируются на территории соседнего государства. Северный Каспий — мелководная часть акватории моря — зона ответственности не только Казахстана, но и России. 


Самым крупным притоком Каспия, как сообщил Камбарбеков, является Волга — ее среднегодовой сток составляет 215-224 кубокилометров (км3). 


«В бассейне системообразующей реки Волга расположены 13 гидроузлов и 12 ГЭС, и состояние ее водной экосистемы ухудшается»,  — прокомментировал Таиров.

На обмеление Каспия последних лет, по данным Казгидромета, повлияла «серия маловодных лет в бассейне Волга».


«На казахстанской территории очень мало что влияет на уровень Каспийского моря»,  — подчеркнул Камбарбеков.

А как же паводки?


Таиров считает, что вследствие неравномерного поступления солнечной радиации на землю и нагревания суши и водной поверхности, наблюдаются периоды многоводья и маловодья. Многолетние циклические колебания стока рек и характер их изменений определяют водность рек, и они же имеют свойство группироваться. 


«То есть многоводные годы чередуются с маловодными, и длительность этих определяющих лет может быть различной»,  — сказал гидроэколог. 

В результате наводнений, например, в весенний период этого года на реке Жайык, затопляются огромные территории, в том числе населенные пункты, принося колоссальный материальный ущерб. В другом случае маловодья, в особенности продолжительные, приводят к засухам и обезвоживанию.


В нынешнем году из-за повышенной фазы увлажненности в бассейнах многих рек, в весенний период по реке Жайык проходил полноводный сток, что не могло не сказаться на уровне моря, считает эксперт. 


По данным Таирова, в настоящее время в северной части Каспия уровень воды составляет в среднем минус 29,0 м БС. В весенний паводковый период по реке Жайык поступило около 1 млрд. м3 воды. В целом по этой реке в Северный Каспий поступило за этот период более 7,0 км3 воды. Для сравнения, в 1948 году водный сток по реке Жайык составлял более 20 км3. В начале 2000-х годов — около 3,0 км3, хотя по среднемноголетним значениям стока составляет 12,0 км3.


«В этом году уровень Каспия поднялся более, чем на сто сантиметров»,  — подчеркнул гидроэколог.

Чем опасно обмеление Каспия?


Наурозбаева заметила, что современное падение уровня Каспийского моря началось в 2006 году и продолжается по сей день. Средняя интенсивность спада уровня составляет, по данным эксперта, 10 см в год, а в отдельные годы — до 25 см. Наиболее интенсивное снижение уровня моря наблюдалось в 2011 году (25 см), в 2015-м (24 см) и в 2021-м (19 см). 


«Это привело и продолжает приводить к обмелению протоков, сокращению нерестилищ. Увеличение засоления приводит к сокращению площадей кормовых угодий для рыбного стада, что приведет к снижению уловов, и, как следствие, создаст проблему рыбодобывающим предприятиям»,  — сказала Наурозбаева.

Кроме того, из-за обмеления, как отметила специалист, осложняется хозяйственная деятельность в прибрежной и мелководной зонах. Особенно уязвимыми стали хозяйствующие субъекты, связанные с работой портовых сооружений и морскими перевозками. 


Отдельным вопросом стоит проблема водоохраной зоны береговой линии в Казахстанском секторе Каспийского моря. В связи с ее значительным смещением, «без соответствующей коррекции ее позиции в нормативных документах, она, фактически, остается без защиты». 


Таиров же подчеркивает, что Северный Каспий — основное место кормовой базы ценных осетровых пород рыб. 


«К примеру, 70 % осетровых идут на нерест в Волгу, 20 % — на Жайык и только 10 % — на Терек, Сулак и Куру. В Северном Каспии формируются основные запасы осетра (70 %), севрюги (более 50 %) и белуги (более 60 %)»,  — привел примеры гидроэколог.

Таиров полагает, что эти данные подчеркивают важность сохранения водности рек Жайык и Волги для Каспия, и Каспия — для водной экосистемы.


Не только обмеление, но и загрязнение


Адылхан Товасаров сообщил редакции, что  Центрально-Азиатский институт экологических исследований ежемесячно анализирует пробы воды и окружающей среды Каспия.


«В составе проб обнаружена повышенная концентрация тяжелых металлов, таких как кадмий, свинец, мышьяк и другие. По мнению ученых нашего института, это связано с деятельностью нефтегазовых компаний на Каспийском шельфе и выбросами отправляющих веществ в море»,  — рассказал специалист.

По словам кандидата наук, проблема нефтяного загрязнения Каспия приобрела особую остроту и злободневность в связи с предстоящим крупномасштабным освоением углеводородных ресурсов шельфа моря.


Но проблема не нова. Товасаров рассказал, что концентрация тяжелых металлов (таких как медь, цинк, никель и др.) в морской воде превышала нормативные пределы еще в 2003-2005 годах, а исследования в 2008-2010 данный факт подтвердили.


«Максимальные значения были зарегистрированы в основном в юго-восточной мелководной акватории, зоне Кулалинского порога, а также в районе, находящемся под влиянием стока Волги и Урала»,  — подчеркнул директор института.

Как следует из результатов исследований, юго-восточная зона Северного Каспия обладает замедленным водообменом, и потому подвержена достаточно интенсивному загрязнению, и является местом накопления токсичных соединений. За загрязнение же ответственны объекты по разработке и разведке нефтегазовых месторождений — Тенгиз, Каламкас, Каражанбас и другие.


«Именно в пределах данной акватории моря часто в последние 10-15 лет регистрируется массовая гибель тюленей и рыб»,  — отметил специалист. 

Концентрирование различных загрязнений (нефтепродуктов, металлов) в зоне Кулалинского порога, находящегося в этой акватории моря, связано с особенностями района. Товасаров подчеркивает — некоторые исследователи полагают, что там происходит седиментация и депонирование токсичного взвешенного материала в условиях конвергенции водных потоков восточной и западной частей Северного Каспия. В условиях изменения температурного режима, окислительно-восстановительной обстановки в данной зоне происходит вторичное загрязнение водной среды. 


«В недрах Каспийского моря скрыты огромные объемы нефти и газа. Конечно, прекратить полностью нефтедобычу невозможно, однако бережнее относиться к экологии — в наших силах»,  — призвал Товасаров.

Будущее моря


Каспий — важный стратегический объект и уникальный природный водоем, считает Жанар Наурозбаева, и потому вопрос будущего моря волнует не только ученых, граждан страны, но и все мировое сообщество. 


«Существует множество научных исследований, как отечественных ученых, так и зарубежных, и даже дальнего зарубежья»,  — говорит доктор наук. 

По данным эксперта, на сегодняшний день существует ряд климатических сценариев, методик прогнозирования с различной заблаговременностью. Сотрудниками Института географии и водной безопасности проводилась оценка возможных изменений уровня каспийского моря на основе выявления связей между элементами водного баланса. Был произведен расчет основных воднобалансовых характеристик, таких как приток речных вод, испарение и осадки на перспективу до 2055 года.


На долгосрочную перспективу роль этих характеристик можно оценить по определенным сценариям изменения климата и водопотребления в бассейне, считает эксперт. В исследовании применялись результаты моделей глобального климата пятой фазы проекта CMIP (CMIP5), использованные для подготовки пятого оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата. 


Согласно прогнозу уровень Каспийского моря продолжит снижаться и к 2055 году достигнет значения минус 34,17 м БС (по климатическому сценарию RCP 8.5) и минус 32,59 м БС (по климатическому сценарию RCP 4.5). Минимальный уровень, который прогнозируется к 2055 году, уже наблюдался в истории изменения уровней Каспийского моря.


Будущее Каспия заботит не только Казахстан.


«Каспийское море разделяют пять стран, которые, конечно, заинтересованы в тесном сотрудничестве не только по изучению моря, но и по вопросам его использования и сохранения»,  — сказала Наурозбаева.

Координационный комитет по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения Каспийского моря (КАСПКОМ) действует с 1994 года. Также эксперт напомнила о ряде подписанных соглашений в области сотрудничества по гидрометеорологии Каспийского моря, Меморандум о Взаимопонимании между Координационным комитетом по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения Каспийского моря и Рамочной конвенцией по защите морской среды Каспийского моря, Актауский протокол. Совсем недавно каспийский тюлень занесен в Красную книгу Казахстана. 


Мониторинг гидрометеорологических явлений осуществляет Казгидромет, а также прогнозирование уровня моря, волнения. Научно-исследовательскую работу проводит Институт географии и водной безопасности. Наряду с этим иные научные институты ведут свою деятельность. Это, к примеру, — изучение и реабилитация каспийских тюленей, загрязнение водной поверхности и гидрогеологические проблемы.


«Наша страна принимает активное участие во всех мероприятиях по защите моря и его изучению»,  — заверила доктор наук.

«Однако, нужно четко понимать, что в условиях глобального преобразования окружающей среды и изменения климата необходимо адаптироваться к этим новым условиям существования»,  — заключил Амражан Таиров.