«Глобальные возможности – локальные вызовы»: взгляд эксперта на IT-рынок Казахстана
6 января глава Федерации спортивного программирования Багдат Мусин опубликовал на своем Telegram-канале информацию о том, что в Казахстане будет выпущен написанный на казахском языке учебнике программирования на Python. Выпуск учебника, написанного Нурадилом Кожахметом, программистом из Казахстана, на данный момент работающим в Meta, поддержало сообщество Digital Nomads. Об особенностях обучения в сфере IT в Казахстане, цифровых кочевниках и о том, как остановить утечку кадров из страны, корреспонденту Taspanews.kz рассказал ведущий Global Level Podcast, действующий трекер в международном акселераторе S-Hub (Испания), член ассоциации независимых директоров QID, инвестор и бизнес-консультант Болат Кисамбаев.
IT-образование в Казахстане
Кисамбаев считает, что у получения профессионального образования в IT-сфере в Казахстане есть как ряд плюсов, так минусов.
Плюсы:
– Государственная поддержка: создаются IT-хабы (Astana Hub), программы льготного обучения и акселераторы для стартапов.
– Доступность: высшее образование в Казахстане зачастую дешевле, чем за границей, что делает его доступным для большего количества студентов.
– Рост интереса: IT-сфера становится все более популярной, поэтому университеты активно открывают новые направления (например, Data Science, кибербезопасность).
Минусы:
– Недостаток практики: учебные программы часто акцентируются на теории, а не на реальных кейсах и проектах.
– Устаревшие программы: некоторые университеты используют материалы и технологии, которые не соответствуют современным требованиям рынка.
– Недостаток квалифицированных преподавателей: часто преподаватели сами не имеют опыта работы в IT-индустрии.
– Ограниченные возможности трудоустройства: многие студенты не получают доступа к крупным IT-компаниям и вынуждены работать в ограниченном локальном рынке.
Для подготовки высокопрофессиональных IT-кадров, по мнению Кисамбаева, в первую очередь требуется интеграция с индустрией.
«Необходимо создавать партнерства с международными IT-компаниями и лидерами рынка отечественных IT-компаний, чтобы студенты могли проходить стажировки и участвовать в реальных проектах»,
Также Кисамбаев подчеркнул, что необходим акцент на soft skills и английском языке.
«IT-специалисты не только должны быть технически подкованы, но и уметь эффективно коммуницировать и работать в международной среде»,
Не менее важно обновление программ: нужно внедрять современные учебные курсы по таким направлениям, как искусственный интеллект, облачные технологии, DevOps, кибербезопасность.
Дополнительную пользу принесут стимулы для преподавателей – например, повышать их квалификацию возможно через зарубежные стажировки и обмен опытом.
Крайне необходимо также создание лабораторий и технопарков, оборудование современных лабораторий для практической работы и исследований.
Утечка кадров из страны
Кисамбаев поделился с читателями Taspanews.kz своим взглядом на основные причины утечки кадров из Казахстана:
1. Зарплаты. В других странах IT-специалисты получают значительно больше, чем в Казахстане.
2. Инфраструктура и возможности. За границей больше интересных и масштабных проектов, доступ к передовым технологиям и финансированию.
3. Отсутствие карьерного роста. Казахстанский рынок часто ограничен аутсорсингом и не дает возможности для реализации амбициозных идей.
Предложил эксперт несколько вариантов решения этой проблемы:
1. Повышение зарплат.
«Создавать налоговые льготы для IT-компаний, чтобы они могли платить конкурентоспособные зарплаты»,
2. Развитие внутреннего IT-рынка.
«Нужно стимулировать государственные и частные компании внедрять IT-решения внутри страны, создавая больше рабочих мест»,
3. Государственные гранты и программы.
«Поддерживать стартапы и предлагать стипендии для обучения за границей с обязательством вернуться и отработать в Казахстане»,
4. Мотивация через социальные льготы.
«Обеспечить льготное жилье, медицинскую страховку и другие бонусы для IT-специалистов»,
Digital Nomads
Болат Кисамбаев поделился своим мнением о движении Digital Nomads на наглядном примере нескольких своих друзей.
«У меня есть 5−6 друзей, они знают английский язык, у них IT-образование, среди них есть продакт-менеджеры, проджект-менеджеры, продуктовые аналитики. Они работают на рынок Америки, есть те, кто работает в Европе, в Грузии, и так далее, разные-разные варианты. Есть пример друга, который работает на американскую компанию, но живет в Казахстане – полностью удаленная работа, которую он нашел через LinkedIn. Зарплата у него очень хорошая – 10 тысяч долларов, это средний показатель для США. При этом, он тратит эти деньги в Казахстане, так как жизнь здесь намного дешевле»,
Плюсов быть «цифровым кочевником», по словам эксперта, много: удаленная твердая зарплата, которую не «съест» инфляция, не нужно переезжать в чужую страну и начинать все с нуля, есть возможность копить средства и делать инвестиции в разный бизнес. Но есть и минусы – например, приходится работать в соответствии с разницей часовых поясов.
«Я живу в Дубае. Есть свои плюсы и минусы: с одной стороны, ты можешь работать не удаленно, но с другой стороны, находясь именно в этой среде, ты развиваешься гораздо быстрее. И то, что в Казахстане происходит на локальном рынке, несравнимо с тем, что происходит в Дубае. Хотя Дубай – это не очень большой рынок, я уж молчу там про Америку, про Кремниевую долину»,
Эксперт раскрыл положительные и отрицательные стороны движения Digital Nomads для Казахстана.
Плюсы:
– Это прогрессивный тренд, который позволяет профессионалам работать откуда угодно, используя только ноутбук и интернет.
– Digital Nomads способствуют развитию личной свободы и гибкости, что особенно важно в IT-сфере.
– Они влияют на глобализацию рынка труда, открывая возможности для казахстанских специалистов работать с международными компаниями.
Минусы:
– Для Казахстана это может быть угрозой, так как многие специалисты выбирают более комфортные условия за рубежом.
– Это ослабляет локальный рынок, особенно если государство не создает условий для возвращения.
«Digital Nomads – это неизбежное явление, и Казахстану нужно не противостоять этому, а адаптироваться. Например, можно развивать инфраструктуру для удаленной работы, создавая привлекательные условия для специалистов, чтобы они хотя бы частично работали на отечественный рынок»,