Короткий путь на Иссык-Куль: в Кыргызстане все решили, в Казахстане оценивают риски

Фото: Ninara from Helsinki, Finland - Issyk-Kul, Kyrgyzstan

Многие жители юга Казахстана, особенно алматинцы, любят путешествовать в Кыргызстан на озеро Иссык-Куль. Южную столицу РК от озера отделяют всего 80 км. Но именно на этом пространстве расположен горный хребет Заилийский Алатау. Поэтому туристам, путешествующим по земле, приходится огибать горы и добираться до цели аж через Бишкек. Этот маршрут протяженностью около 460 км занимает не менее 6 часов. Вот уже несколько лет между Казахстаном и Кыргызстаном ведутся переговоры о том, чтобы построить короткий путь, поездка по которому займет гораздо меньше времени.


Сейчас стороны рассматривают несколько возможных проектов новой дороги. Из них выделяются два. Первый – идея построить дорогу длиной около 90 км, обогнув горы на западе. Длина общего маршрута в таком случае составит около 260 км. А второй проект – строительство пути от Алматы четко на юг до Иссык-Куля через горы. Редакция Taspanews узнала, на каком этапе рассмотрения сейчас находятся оба проекта, и почему в Кыргызстане предпочитают первый вариант.


Дорога через запад


Представитель Азиатского банка развития, национальный координатор ЭКАБ (экономического коридора Алматы—Бишкек) Кылычбек Джакыпов на первом заседании регионального инвестиционного совета на Иссык-Куле рассказал, какую выгоду извлекут Казахстан и Кыргызстан, если будет реализован первый вариант.


Ссылаясь на данные отчета, подготовленного в 2020 году, Джакыпов заявил, что проект привнесет в ВВП Казахстана дополнительно $31-91 млн в год. Кыргызстану реализация этой идеи принесет еще больше – в ВВП страны будут поступать $53-194 млн в год.


Фото: tazabek.kg
«Важным аспектом экономического роста, обеспечиваемого альтернативной дорогой, является воздействие на занятость населения. Около половины дополнительных рабочих мест в Кыргызстане и 25-35% в Казахстане в гостиничном бизнесе будут созданы»,  - сказал он.

Джакыпов заметил, что 60% от этих сумм поступят от «прямой выгоды»: дорога привлечет больше туристов из обеих стран. А значит, это повлечет за собой дополнительные инвестиции в туристическую отрасль.


40% доходов он назвал «косвенной выгодой». Дело в том, что из-за роста числа туристов возрастет и количество товаров, которые они потребляют. А значит, страны смогут развивать поставки, например, в сельскохозяйственной сфере.


Путь напрямую


Что касается прокладки пути напрямую через горы, как рассказали редакции Taspanews.kz в пресс-службе Министерства транспорта Республики Казахстан, «на данный момент проект строительства дороги Алматы – Иссык-Куль находится на стадии рассмотрения».


«Проверяется экономическая целесообразность и окупаемость данного проекта. После завершения всех необходимых этапов анализа будет принято решение по данному вопросу», - пояснили в ведомстве, уточнив, что «на текущий момент проект находится на стадии обсуждения».

В министерстве уточнили, что важный вопрос при реализации этого проекта – «распределение финансирования проекта между Казахстаном и Кыргызстаном».


«Финансовая структура проекта будет определена после проведения детального анализа экономической целесообразности и переговоров между двумя странами и другими заинтересованными сторонами. В рамках обеспечения экономической эффективности проекта проводится тщательная оценка его окупаемости. Эксперты анализируют потенциальные выгоды и риски, а также разрабатывают меры по оптимизации затрат и привлечению инвесторов. После принятия решения по проекту будут выработаны конкретные стратегии для обеспечения его экономической устойчивости», - добавили в ведомстве.

В пресс-службе министерства отметили, что начнут заниматься техническими вопросами, только если «будет принято положительное решение о строительстве дороги». Тогда уже будут прорабатывать «детальный маршрут, строительство туннелей и тому подобное».


«Если проект будет утвержден, мы примем все необходимые меры для защиты окружающей среды и поддержания экологического состояния вдоль маршрута строительства. Мы будем тщательно анализировать возможные риски и внедрять современные технологии и практики для минимизации воздействия на природу и обеспечения безопасности проекта», - пообещали в ведомстве.

Кроме того, «для минимизации воздействия на окружающую среду разрабатываются специальные меры, включая использование современных технологий строительства и мониторинг экологической ситуации». В министерстве пообещали, что «будут предприняты шаги по сохранению природного ландшафта и биоразнообразия региона».