Лошадь — символ кочевой культуры
15 ноября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поднял тему о необходимости на срочной основе создать Институт коневодства в целях увеличения доли породистых лошадей, учитывая, что знаменитая костанайская порода и вовсе оказалась на грани исчезновения. Министерство сельского хозяйства РК представило результаты проделанной работы всего спустя четыре дня после озвученного поручения: в стране официально запущен институт коневодства и кормопроизводства.
О том, какие цели ставит перед собой научное учреждение, причем тут экономические кризисы, и почему именно лошадь является центром гастрономической культуры Казахстана, в разговоре с корреспондентом Taspanews.kz рассказал глава пресс-службы Национального аграрного научно-образовательного центра (НАНОЦ) Арнур Шакерханов.
Цели и задачи
Список основных целей, которые ставит перед собой новый институт, достаточно большой и комплексный. Как пояснил Арнур Шакерханов, в первую очередь институт будет курировать научные исследования в области коневодства, готовить кадры, в частности, ученых и коневодов. Особое внимание также будет уделено развитию коневодства в регионе при использовании современных подходов, в том числе молекулярно-генетических методов.
Местные коннозаводчики смогут получать практическую поддержку и консалтинговые услуги специалистов института, а само коневодство, благодаря учреждению, сможет выйти за пределы Казахстана на международный рынок, как в спортивном плане, так и в плане мясомолочных продуктов.
«Для улучшения и развития генофонда будут использоваться современные достижения генетики, биотехнологии. Задача состоит не только в том, чтобы увеличить процент племенного молодняка, но и развить генетические группы на основе новейших методов геномной оценки»,
Следовательно, именно институт коневодства станет ключевым элементом в развитии отечественного коневодства, как в научном и культурном, так и в предпринимательском плане.
Породистые лошади на грани исчезновения?
Объясняя обеспокоенность президента относительно низкой доли породистых лошадей, Шакерханов дал небольшую сводку по отечественному коневодству. По данным эксперта, коневодство в Казахстане представлено 14 породами, среди которых присутствуют верховые породы, рысистые, верхово-упряжные, тяжелоупряжные и продуктивные.
Говоря о последнем направлении, руководитель пресс-службы обозначил самые популярные породы: лошадь джабе, кушумская и мугалжарская. Причем, если последние два типа преобладают в Актюбинской и Западно-Казахстанской областях, то лошадь джабе распространена практически по всей стране. Отдельно эксперт отметил адаевскую лошадь, развод которой зафиксирован в Мангистауской и Атырауской областях.
Критическое снижение коснулось костанайской породы — сейчас их насчитывается всего 280 голов. Спад цифр связан, по мнению Шакерханова, с несколькими факторами сразу, в числе которых и экономические, и климатические.
«Негативное влияние на развитие коневодства в стране оказал переход к интенсивному сельскому хозяйству, экономические кризисы и повсеместная глобализация. Проще говоря, местные породы оказались не так востребованы, а отсутствие квалифицированных кадров и специализированных крупных учреждений только усугубили эту тенденцию»,
Казахстанские лошади во Франции
В официальном релизе Минсельхоза было упомянуто, что казахстанские племенные лошади будут частично отправляться за рубеж в рамках экспорта. Арнур Шакерханов эту информацию подтвердил, объяснив, что Казахстан действительно рассматривает возможность экспорта мяса конины в такие страны, как Китай, Япония и Франция. На данный момент между странами ведутся переговоры. Удачная реализация этого плана может помочь создать постоянный спрос зарубежных стран на отечественную конину, что утвердит окончательно ее статус национального казахского бренда. Смелые планы на экспорт, к слову, относятся не только к конине, но и к кумысу.
«Лошади мясо-молочного типа и их продукты могут привлечь внимание к казахским традициям и стилю жизни в качестве части культурного наследия нашей страны»,
Говоря об историческом и культурном значении лошади в контексте Казахстана, народных традиций и обычаев, эксперт акцентировал свое внимание на том, что лошадь испокон веков представляет собой символ кочевой культуры. Выведение чистокровных пород важно не только в культурном плане, но и в экономическом, особенно если учесть большую роль лошади в качестве транспорта в сельском хозяйстве.
«Верховая езда и конные соревнования — это способ создания уникальной культурной идентичности. А кумыс и конина — это, в первую очередь, одна из основных частей казахской гастрономической культуры»,