LRT в Астане снова не поедет в срок?

Власти Казахстана вновь изменили сроки запуска LRT в Астане. Как сообщил вице-премьер Роман Скляр, тестовые поездки скоростного трамвая начнутся только в конце 2026 года, передает Taspanews.kz.
Еще недавно аким Астаны Женис Касымбек уверял, что LRT поедет до конца 2025 года. Более того, первые вагоны из Китая уже отправлены в Казахстан, и проект, казалось, движется к завершению. Но теперь стало известно – новая дата запуска LRT смещается еще на год.
«Я абсолютно уверен, что тестовые запуски начнутся в конце следующего года. Уже будут ездить поезда»,
Причины задержки он не уточнил.
Строительство LRT в Астане началось еще в 2011 году. Тогда по городу установили бетонные опоры, но вскоре стройку приостановили из-за коррупционных скандалов и проблем с финансированием. Возобновили проект только в 2022 году, но сроки запуска постоянно сдвигаются.
Когда LRT все-таки поедет? На данный момент заявлено, что тестовые испытания начнутся в конце 2026 года, а до полноценного запуска может пройти еще больше времени.
Горожане, уставшие от долгих ожиданий, уже с сомнением воспринимают новые обещания властей.
Напомним, что проект LRT в Астане – один из самых обсуждаемых и скандальных инфраструктурных проектов в Казахстане.
Oсновные проблемы, связанные с его реализацией:
1. Хищение миллиардов тенге
В 2019 году стало известно, что из средств, выделенных на строительство LRT, было похищено около 5 млрд тенге.
По данным антикоррупционной службы, деньги оседали на счетах посреднических компаний, которые не вели никакой фактической деятельности.
В рамках расследования были задержаны и осуждены несколько чиновников, включая бывшего зама акима Астаны и экс-главу Astana LRT.
2. Уголовные дела и международный розыск
Главным фигурантом дела стал Талгат Ардан, экс-глава Astana LRT, который был объявлен в международный розыск.
Ардан покинул Казахстан ещё до начала разбирательств, и долгое время находился за границей. Его обвиняют в отмывании денег, мошенничестве и злоупотреблении полномочиями.
3. Заморозка строительства и ржавеющие опоры
Строительство началось в 2011 году, но спустя несколько лет работы приостановили.
Долгое время по городу тянулись бетонные опоры, которые стали символом незавершенного и дорогостоящего проекта. В соцсетях их называли "памятником коррупции".
4. Финансирование из-за рубежа и долги
Казахстан взял кредит у Китая через Export-Import Bank of China.
Из-за приостановки проекта страна столкнулась с трудностями в обслуживании долга, при этом система так и не была запущена.
Финансовая непрозрачность и условия договора вызвали тревогу у экономистов и общественности.
5. Oбщественное недоверие
Горожане и активисты регулярно выражали сомнение в необходимости проекта:
- маршрут плохо продуман;
- низкий пассажиропоток;
- дорогостоящее строительство на фоне других проблем города.