«Махр и калым – это одно и тоже?»: на вопрос ответил теолог
Тема махра в последнее время довольно часто становится причиной споров между будущими супругами и обоими полами в целом. В то время, как в социальных сетях по запросу «махр» можно встретить достаточно видео, на которых во время обряда невеста просит дорогой автомобиль класса люкс или двухкомнатную квартиру в центре города, более старое поколение мусульман вспоминает, как предпочитали отказываться от махра вовсе, чтобы не облагать излишней нагрузкой будущего супруга.
Дополнительные вопросы в отношении древнейшей традиции ислама вызвало недавнее решение ДУМК об уравнении понятия «махр» к термину «калым», при этом за невестой все также остается право просить именно махр, как имущество, положенное только ей. Прояснил спорные ситуации и рассказал больше об этом религиозном обычае для читателей Taspanews.kz специалист-теолог «Центра изучения религий» при городе Астана Доганбаев Бакберды.
Махр: основы понятия
По словам теолога, махр является своеобразной «платой за невесту», при этом не следует воспринимать такое определение в негативном окрасе: девушку никто не воспринимает в качестве объекта покупки. Значение махра в этом плане действительно очень схоже с понятием «калым».
Эксперт отметил, что подобные традиции «выкупа» невесты присутствуют не только в культуре исламских народов. Примером может служить «выкуп невесты», активно практикующийся и в наши дни у славянских народов.
Говоря о религиозном значении махра, Бакберды привел пример, описанный в Коране:
«Прежде чем взять в жены одну из дочерей пророка Шуайба, пророк Муса проработал на него около восьми лет. Его работа на отца будущей жены считается своеобразным махром, так как у пророка не было возможности выплатить его сразу»,
К слову, в Ветхом завете также существует очень схожий сюжет: Иаков, влюбленный в одну из дочерей Лавана – Рахиль, в качестве «платы» за нее трудился на ее отца порядка 14 лет.
Махр – это «подушка безопасности для невесты»?
По словам специалиста, махр действительно можно в какой-то степени воспринимать именно в таком ключе, но неправильно опираться только на эту точку зрения. Махр – это не только «выкуп» невесты, но также и возможность для жениха показать свою финансовую состоятельность, собственную способность в материальном плане обеспечить и будущую жену, и будущих детей.
Может ли невеста попросить «дорогой» махр?
На один из самых конфликтных вопросов этой темы теолог Бактыбаев ответил так:
«В хадисах указана минимальная сумма махра – это 10 дирхамов или 4,25 грамм золота. По максимальной сумме никаких ограничений не установлено»,
«Девушка также должна здраво оценивать текущее материальное состояние своего избранника. Даже просто с человеческой точки зрения неправильно просить от жениха того дара, которого он на данный момент попросту не может себе позволить»,
Махр – этот тот же калым?
Уточняя последнее нововведение ДУМК по теме махра, теолог отметил, что оба эти понятия действительно довольно схожи друг с другом. Их уравнивание сделано в большей степени для упрощения понимания традиции, но, как и обозначалось ранее, обычай махра может быть исполнен по желанию невесты, даже и при исполнении традиции калыма. Причем в обоих случаях имущество, подаренное девушке ее женихом, будет считаться исключительно ее собственностью.
«Иногда невеста действительно добровольно отказывается от махра, мотивированная разными причинами – это ее право. Брак, удостоверенный имамом, от этого никакой силы не утрачивает. Но все же, если речь идет о паре, которая стремится неукоснительно следовать законам ислама, то традицию махра нужно соблюсти»,