Медицинская система Казахстана на грани краха?
Несмотря на значительные усилия и многократное увеличение финансирования здравоохранения в Казахстане, удовлетворенность граждан качеством медицинских услуг продолжает оставаться на низком уровне, передает Taspanews.kz.
С такой информацией выступила заместитель председателя мажилиса Дания Еспаева в ходе правительственного часа 27 января 2025 года.
По ее данным, около половины казахстанцев довольны состоянием медицинского обслуживания, что вызывает тревогу, особенно на фоне роста бюджета на здравоохранение.
«Расходы на здравоохранение были увеличены почти в три раза с 2022 по 2025 годы, что было направлено на улучшение качества медицинских услуг. Однако, несмотря на увеличение числа диагностических услуг и их объема не дало ожидаемого эффекта. Даже несмотря на больший объем медицинских обследований, заболевания по-прежнему выявляются не на ранней стадии. В некоторых случаях пациенты вынуждены проходить дополнительные исследования, которые назначаются без реальной необходимости, что приводит к излишним финансовым расходам и снижению качества обслуживания»,
Система здравоохранения, по ее словам, продолжает сталкиваться с проблемами, которые, несмотря на увеличение финансирования, так и не были решены. Одной из самых серьезных проблем является отсутствие заинтересованности в обязательном медицинском страховании, что сказывается на эффективности и доступности медицинских услуг для населения. Кроме того, недостаточная цифровизация медучреждений продолжает создавать неудобства как для пациентов, так и для медицинского персонала, усложняя процессы обслуживания и повышая их стоимость. Проблемы с оплатой медицинских услуг, особенно в государственных учреждениях, также остаются актуальными, что затрудняет доступность медицинской помощи для казахстанцев.
«Дополнительную обеспокоенность вызывает переход медучреждений к модели доходоориентированности, когда на первый план выходит прибыль, а не удовлетворение потребностей пациентов. Это приводит к снижению качества медицинского обслуживания, так как медработники могут быть более заинтересованы в коммерческой стороне своей работы, а не в поиске лучших решений для здоровья пациента»,
Президент Казахстана, в ответ на сложившуюся ситуацию, поставил перед правительством ряд ключевых задач. Ожидается, что их реализация поможет улучшить ситуацию в сфере здравоохранения. В числе приоритетных задач – сбалансированное распределение финансирования, что позволит направить средства на нужды населения, а не на коммерческие цели. Важным шагом также станет разработка пакета базовой медицинской помощи, который обеспечит доступ к основным услугам для каждого гражданина. Внедрение единой медицинской информационной системы должно повысить эффективность работы медучреждений и улучшить качество обслуживания пациентов за счет автоматизации процессов.
Кроме того, остаются неразрешенными проблемы в первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Ранее мажилисмен Асхат Аймагамбетов отметил, что граждане сталкиваются с недостаточным числом квот на медицинские исследования, нехваткой кадров и другими трудностями, которые вынуждают обращаться к платным специалистам вместо того, чтобы получать помощь в государственных поликлиниках.