«Наша история бурлит у нас в крови»: эксперт о включении обряда «Беташар» в список наследия ЮНЕСКО

«Наша история бурлит у нас в крови»: эксперт о включении обряда «Беташар» в список наследия ЮНЕСКО фото на taspanews.kz от 12 декабря 2024 08:50
Фото: https://kazgazeta.kz/

На прошлой неделе казахский обряд «Беташар» включили в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. О том, какие еще традиции могут вскоре обогатить список, о важности традиций и путях их возрождения корреспонденту Taspanews.kz рассказала директор общественного фонда «Коркыт», блогер-акын, международный гид и владелец этно-аула (Тенгри) Дана Меирбекова.


Значение «Беташар»


«Ни для кого не секрет, что мы сейчас историю практически по крупицам собираем, потому что во времена Советского Союза многие знания были утрачены, мягко говоря. Сейчас я имею счастье общаться с людьми, которые все-таки обладают какими-то знаниями. Известно, что наравне с „Беташар“ ЮНЕСКО рассматривали традицию охоты с беркутом. Думаю, рано или поздно эта традиция также будет включена в список»,  – уверена Меирбекова.

Директор фонда рассказала, что сейчас интерес к тюркскому миру возрос настолько сильно, что возникает небольшая проблема: каждый народ стремится первым схватиться за обряд, сказать: «это наше!». 


«А ведь история у нас: казахов, киргизов, узбеков – общая. Поэтому нужно стремиться к объединению»,  – считает Меирбекова.

Эксперт отметила, что традиция «Беташар» присутствует у всех тюркских народов с некоторыми различиями. Примечательно, что если в некоторых культурах женщине после замужества стараются закрыть лицо, то у казахов такой традиции никогда не было. Напротив, лицо девушки во время обряда открывалось, знаменуя переход девушки из состояния дочери в состояние жены и невестки. Своеобразная «смерть» и переход в другую реальность, принятие другой роли – таков основной символизм этого обряда.


Также следует понимать, что символизм «Беташар» заключается в переходе в другую семью. 


«Тем более, у казахов, особенно в древности, очень чтился закон семи родов, закон сохранения чистоты крови, поэтому невеста после свадьбы, как правило, уезжала очень далеко от отчего дома. По регионам эта традиция также отличалась. Если в одних общинах лицо девушки открывала мама жениха, то в других эта честь предоставлялась главному акыну, старейшине аула»,  – привела примеры блогер.

Эксперт пояснила, что перед открытием лица шло знакомство с основными представителями будущей семьи, также девушка обязательно должна была выслушать важные жизненные наставления от акына. Сам обряд проводился практически в конце церемонии. Сопровождали девушку обычно старшие женщины этой общины.


После обряда девушка официально становилась полноценным членом нового рода.


«Раньше у нас в моде были современные свадьбы на западный манер, или вовсе молодежь предпочитала не справлять свадьбу, а потратить деньги на путешествие, а сейчас, наоборот, заметно стремление молодежи сделать все по законам и обычаям своего народа, особенно, если это касается свадьбы. Стараются соблюсти все традиции: и кыз узату, и сырга салу, и „Беташар“, в том числе. Делают настолько большие праздники, иной раз даже поражаешься. Смотришь в социальных сетях, а там чуть ли не верблюда или целого коня в дар приносят. Иногда даже думаешь, что из крайности в крайность мы впадаем»,  – отметила Меирбекова.

Возрождение традиций


Директор общественного фонда подчеркнула, что сейчас политика Казахстана направлена на возрождение былых традиций, начиная с языка. 


«Действительно многие, даже казахи, не знают государственного языка. Виноват не народ, а та политика, которая велась ранее. Поэтому следует на незнание реагировать не агрессивно, а спокойно, понимая, что как раз таки сейчас государство делает все возможное, чтобы эту ситуацию исправить»,  – считает блогер.

Самым важным в этом процессе Меирбекова считает «сохранение исконно наших, тюркских традиций». 


«Несмотря на попытки некоторых идеологов укоренить арабскую культуру, следует понимать, что казахи практиковали тенгрианство, поэтому в основе всех наших традиций присутствует культ почитания предков и природы. Нельзя, чтобы сама эта суть, само это направление было искоренено и забыто»,  – уверена глава общественного фонда. 

По мнению эксперта, тенгрианство лежит в основе даже флага Казахстана: «небо, солнце, шанырак, гармония и единство с природой».


Меирбекова убеждена, что людям всегда нужна какая-то идеология и траектория веры, поэтому глобальная исламизация влияет и на жителей Казахстана. Но важно при этом также обязательно сохранить свои исконные обычаи. 


«В этом нам помогают даже кандасы, те самые, которые сейчас активно прибывают из Китая и Монголии. Они привозят сюда что-то древнее, исконное – как, например, рукоделие с кошмой. У нас происходит взаимообмен. Они, не зная казахского или русского языка, очень сильно помогают нам восстановить наш культурный фонд»,  – подчеркнула блогер.

Подобное взаимопроникновение в Казахстане в стране происходит на всех уровнях благодаря тесному сплетению разных национальностей и культур. Взаимоотношения эти – дружные, открытые, взаимодополняющие.


«Я, например, люблю корейскую кухню, русскую классическую литературу, мы с друзьями каждый год поздравляем друг друга с Пасхой. Поэтому, я считаю, в обряде „Беташар“, совершенно без проблем может участвовать даже девушка не казахской национальности, все зависит от ее доброй воли. Вышла она, например, замуж за казаха, захотела приобщиться к его культуре, к его традициям, войти в эту семью на всех уровнях – почему бы и нет? Это такой же свободный выбор, как и банальный: делать свадьбу или нет. Есть, например, огромное количество людей, которые знают казахский лучше казахов, являясь при этом русскими»,  – отметила директор общественного фонда.

Эксперт уверена, что такие свободы и возможности дает светское государство. В равной степени в Казахстане уважают и христианство, и мусульманство, и атеизм, и тенгрианство.


Традиции, стереотипы и история


Возросший интерес к тенгрианству, в первую очередь, Меирбекова связывает с развитием интернета. 


«Раньше, допустим, благодаря известному фильму одного чудака о Казахстане были очень обманчивые стереотипы»,  – подчеркнула глава общественного фонда.

Но сейчас, благодаря интернету и социальным сетям, люди могут видеть реальную картину Казахстана, его богатую природу и культуру: от гор и степи до самобытной музыки.


«Я сама, ранее будучи за границей вместе с сыном, испытала на себе невежество иностранцев, которые на тот момент очень мало знали о Казахстане. Они путали его с Пакистаном, Афганистаном. Сын мой, музыкант, очень сильно злился, потом начал возить с собой карту и на ней показывать маленькую Италию и наш огромный Казахстан. Иногда приходилось использовать формулировку „страна между Китаем и Россией“»,  – поделилась директор фонда.

Интерес, по мнению эксперта, развивается и благодаря талантам казахстанцев.


«Посмотрите, какой вклад внес Димаш. Сколько его иностранных поклонников приезжает в Казахстан на его концерты. Настолько его влияние велико, что иностранцы даже казахский начинают учить, чтобы быть ближе к культуре их любимого исполнителя», – привела пример Меирбекова.

В знания о Казахстане и в его популярность вносит весомый вклад туризм.


«У нас в стране есть моменты, над которыми следует основательно поработать: от знания английского до наличия хороших общественных туалетов. Как говорится, дьявол кроется в деталях. Обидно ведь, когда туристы приезжают к нам на один день, а потом на неделю едут в Кыргызстан или Узбекистан»,  – отметила блогер.

Она также считает, что возрождение традиций должно поддерживаться и финансироваться на государственном уровне. 


«Никуда наша история не делась. Она у нас в крови бурлит. Тем более, наша молодежь очень любопытная, вечно ищущая новых возможностей и стремящаяся к обогащению в плане знаний»,  – подытожила Меирбекова.

Следите за новостями Taspanews