Наследие или модернизация? О реконструкции ТЮЗа и других зданий Алматы
В Алматы 30 января завершились общественные слушания о реконструкции ТЮЗа имени Наталии Сац, которую обсуждали в правительстве последние несколько лет. На модернизацию театра юного зрителя акимат запланировал потратить 21,7 млрд тенге. В ходе реконструкции усилят несущие конструкции, заменят протекающую кровлю и фасадные плиты, обновят все инженерные коммуникации, театральное оборудование, сцену, освещение, и не только. Рядом возведут еще один корпус со своим залом, складами, цехами, учебными классами и сценой для детской театральной студии. О том, какие еще здания в Алматы требуют пристального внимания, корреспонденту Taspanews.kz рассказали эксперты.
Дворец Республики
Генеральный Директор ТОО Urban Living, член Общественной палаты при Мажилисе Парламента, член Общественного совета Алматы Гульмира Байгабулова считает, что Дворец Республики – одно из самых знаковых зданий Алматы, отражающее дух эпохи и архитектурные тенденции 1970-х годов.
«Его роль в культурной жизни города огромна: здесь проводятся концерты, выставки и государственные мероприятия. Здание представляет собой образец брутализма с уникальными конструктивными решениями, которые требуют бережного подхода при реставрации. Здание уже претерпело реставрацию. Работы были отданы на исполнение авторам исходного проекта. Их работа может нравиться, может не нравиться. Но для подобных сооружений, я считаю, основной вызов – безопасность и модернизация технического оснащения, включая системы вентиляции, освещения и звука, без ущерба для архитектурного наследия»,
Байгабулова считает, что необходимо на постоянной основе проводить обследование конструкций здания на предмет его соответствия требованиям сейсмической активности региона. Это позволит сохранить Дворец Республики как главный центр культурной жизни города на многие десятилетия вперед.
Архитектор-урбанист, автор градоканала «Градоблог Алматы» Владислав Филатов выступает за обратную реконструкцию Дворца Республики.
«Возвращение оригинального фасада, каким его задумывали архитекторы до того, как его испортили перед зимней олимпиадой»,
Руководитель мастерской научных исследований и разработок в НИИ «Алматыгенплан» Жанат Айтлеу поделилась, что реконструкция Дворца Республики – очень болезненная тема для архитекторов.
«Это было хорошее отечественное здание до реконструкции. Сейчас же практически полностью видоизменили эти прекрасные фасады. В ряде европейских стран местные издания по архитектуре включают это здание до реконструкции, и приводят его, как пример лучшей современной архитектуры того века. И это правда, он был одним из лучших зданий нашего города. Конечно, если бы восстановить его прежний фасад, прежний облик, это было бы замечательно, тем более, что это здание, как исторический памятник, тоже находится под защитой государства»,
Уйгурский театр
По словам Гульмиры Байгабуловой, Уйгурский театр является важным центром сохранения и развития уйгурской культуры в Казахстане.
«Здание театра, несмотря на свою культурную значимость, нуждается в обновлении для соответствия современным требованиям и привлечения более широкой аудитории. Как и всем театрам при реставрации особое внимание следует уделить сценическим и зрительским пространствам. Современные технологии должны быть интегрированы таким образом, чтобы подчеркнуть уникальность театра»,
Кроме того, Байгабулова считает, что стоит рассмотреть создание многофункциональных пространств, которые могли бы использоваться для репетиций, выставок и образовательных мероприятий.
Владислав Филатов называет Уйгурский театр многократно перестроенным зданием, потерявшим свой первоначальный облик.
«Утерянный памятник архитектуры. Нужно, если не восстановить оригинальный облик в стиле конструктивизма, то пересмотреть его, чтобы здание снова стало украшать район»,
Похожим мнением поделилась и Жанат Айтлеу:
«Еще один образец прекрасной архитектуры, который потерял свой внешний облик из-за передачи в частную собственность. Очень жаль, но теперь все решения по его реставрации вправе принимать только владелец».
Дом Культуры в Гульдале
Байгабулова назвала Дом культуры в Гульдале локальным центром, имеющим огромный потенциал для развития культурной жизни района.
«Однако здание находится в состоянии, требующем капитального ремонта и адаптации к современным стандартам. В процессе реставрации необходимо учитывать интересы местного сообщества. Это может включать создание многофункциональных залов, обновление технического оснащения и обустройство прилегающей территории. Дом культуры должен стать местом притяжения для всех возрастных групп, где будут проходить концерты, образовательные курсы и общественные встречи»,
ЖК «Три богатыря»
Гульмира Байгабулова отметила, что ЖК «Три богатыря» – это один из самых противоречивых объектов архитектуры Алматы. Несмотря на свою узнаваемость, он часто подвергается критике за несоответствие общей концепции городской застройки и неудобства для жителей.
«Тем не менее, этот комплекс можно рассматривать как образец правильного планирования городской среды. Плотность зданий в ЖК „Три богатыря“ аналогична плотности в ЖК „Столичный центр“, однако „Три богатыря“ органично вписаны в окружающую среду, тогда как „Столичный центр“ существенно нарушил архитектурный баланс района. Если посмотреть на старые фото, можно увидеть, что „Три богатыря“ – красивейший архитектурный ансамбль. Фактически его внешний вид портит бесконтрольное остекление. Маловероятно, что вид удастся привести к историческому, поскольку каждый собственник квартиры попытался увеличить площадь за счет балкона и пространства между корпусами. Не могу сказать, были ли узаконены эти изменения. Но приведение фасадов к единому стилю с уважением к изначальному замыслу определенно улучшит общий вид комплекса»,
По мнению Байгабуловой, подобные работы должны проводиться вместе с общим благоустройством территории и, возможно, с пересмотром функционала первого этажа, для чего необходимо провести тщательный анализ.
Владислав Филатов поддержал мнение о состоянии фасада ЖК:
«Знаковый жилой комплекс, вид которого был испорчен множественными пристройками, и наслоениями в виде окон, кондиционеров и сайдинга. Было множество проектов по его реконструкции, но воз и ныне там».
Жанат Айтлеу считает «Трех богатырей» прекрасным зданием.
«Оно в свое время было очень воздушным. Сейчас многие говорят о зеленой архитектуре – это тренд современности, а у нас подобный пример был еще в те 70-е годы. Эти здания по проспекту Достык (ранее проспект Ленина) были построены к столетнему юбилею Ленина и имели вертикальное озеленение. Террасы между этими тремя башнями и фасады здания летом были озеленены, они сохраняли от солнца помещение и создавали игру климата в этом здании. Но опять настала пора частной собственности, и люди начали на свое усмотрение реконструировать фасады, делать внутреннюю перепланировку, и все на самом деле испортили»,
Руководитель «Алматыгенплан» рассказала, что по этому зданию проводилось несколько конкурсов.
«Аким от Медеуского района проводил конкурс на лучший проект реконструкции, восстановления. Проекты были очень разные: одни предлагали сохранить первоначальный облик, другие создавали совсем другой проект, но пока это только осталось на уровне проекта»,
Глава «Алматыгенплан» отметила – интересно, что сейчас весь мир переходит на вертикальное озеленение зданий.
«А мы, будучи своего рода новаторами в этом плане, потеряли такой замечательный проект. Основная проблема – это даже не то, что здание выходит из пригодности, а то, что его реформируют и меняют его внешний облик в угоду владельцам или в угоду каких-то временных модных течений. Например, сейчас мы видим, что в тренде стеклянная архитектура: оно дает освещение, это символ мегаполиса. Но даже с этими стекляшками во всем мире стремятся сохранить исторические здания, закрепить исторический облик города, его культурную значимость для потомков – это хорошо и для нашего народа, и для туристов. Никто не будет ехать к нам смотреть на стеклянные башни, которые и так есть повсеместно и у них на родине»,
В качестве примеров эксперт призвала взглянуть на средневековые европейские сооружения, на старые здания с историей, на развалины Парфенона – все сохранено в своем изначальном облике, даже если и не в полноценном.
«И все же я высоко оцениваю архитектурный образ нашего города. Просто его надо сохранять. У нас очень много зданий и сооружений, которые совсем не стыдно было бы показывать нашим гостям, туристам. И там не только именно здания и сооружения, но и сакские курганы, памятники отдельным видным деятелям политической и культурной жизни нашей страны. Вот, к примеру, наша сетка улиц центральной части города, это тоже достояние архитектуры, это памятник истории. Это очень удобная сетка улиц, которую в свое время заложили архитекторы еще советского периода. Ее использовали при построении жилых домов с учет особого угла (с юга на север) для того, чтобы воздух города ощущался горным бризом, который словно ночью спускается с гор вниз в город. Вот это явление архитекторы использовали для очищения воздуха города»,
Дмитрий Димов, урбанист, считает, что абсолютно любое здание значимо и ценно по факту своего существования: оно уже построено, а значит, априори ценно, особенно, если это касается уникальных объектов. Для жилых типовых домов это применимо в меньшей степени, и в них можно какие-то изменения вносить. Если кто-то лично считает, что здание не имеет ценности, то это не считается градостроительно обоснованной причиной перестать его поддерживать, реставрировать или сносить.
«Сохранение и поддержание первозданного вида здания, как его задумал архитектор, – очень важно. Особенно такие здания советского культурного и исторического наследия»,
Ранее мы писали, что думают специалисты о реконструкции ТЮЗа в Алматы.