«Не играть в популизм, а действовать» – эксперт о назначении Дархана Сатыбалды акимом Алматы

Утром 24 мая президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ об освобождении от должности акима города Алматы Ерболата Досаева, а позже в тот же день был подписан указ о назначении на данную должность Дархана Сатыбалды. Директор центра изучения стран Азии С5+ Куат Домбай оценил для редакции Taspanews.kz работу Досаева, осветил стоящие перед Сатыбалды вызовы на новой должности, а также рассказал, что требуется самому городу и какие проблемы Алматы требуют немедленного разрешения – даже непопулярными методами.
Досаев ушел, а ключевые проблемы остались
Ерболат Досаев занимал пост акима южной столицы с 31 января 2022 года. Новый градоначальник Дархан Сатыбалды – кандидат экономических наук, ранее возглавлял Туркестанскую область, был акимом Шымкента, послом в Узбекистане и занимал ряд ключевых должностей в госорганах, включая Администрацию президента и КНБ.
«Досаев проработал чуть более трех лет на посту акима города, и данный срок, на мой взгляд, не совсем достаточен для должной оценки эффективности, хотя Тасмагамбетов и Байбек, например, проработали еще меньше»,
По мнению политолога, первый год обычно «мобилизационный», далее идет раскачка и реализация.
«Если в первый год были большие жалобы на качество дорог, то сегодня мы видим активное обновление дорожной инфраструктуры во всем городе. При этом отчеты говорят о значительном увеличении ВРП и бюджета Алматы, а также отрадно принятие стратегии развития города, обозначающего конкретные контуры долгосрочного развития крупнейшего мегаполиса страны в пользу туристического и производственного кластера»,
Тем не менее, эксперт отметил, что ключевые проблемы Алматы, транспортная перегруженность и экология, остались не решенными.
«В мегаполисе недопустимо низкие темпы строительства метро, а важнейший вопрос о строительстве пригородной электрички даже не включен в повестку правительства. Вывод – ежедневно въезжающие в Алматы более 700 тысяч машин будут продолжать перегружать город и отравлять здоровье двух с половиной миллионов наших граждан»,
Алматы нуждается в радикальных переменах, уверен эксперт, отчасти даже непопулярных – как, например, ограничение въезжающего транспорта, однако ситуация критическая и альтернативы, как показывает тот же международный опыт крупных мегаполисов, нет.
Назначение Сатыбалды – временный этап и шаг к высшему посту?
«Новый аким Алматы не должен играть в популизм, а действовать. К сожалению, нынешнее назначение господина Сатыбалды, на мой взгляд, имеет временный, краткосрочный характер. Как политолог, я вижу данное назначение как 2-3 летний промежуток для „обкатки“ кандидата, на которого возложена миссия стать возможным будущим премьером, если, конечно, хорошо покажет себя на текущем посту, а возможно, и частью подготовки к будущим президентским выборам. Опять же, при условии успешной работы на текущем посту, который помимо прочего означает необходимость большей публичности г-на Сатыбалды, способности эффективно решать насущные проблемы города»,
По мнению эксперта, в связи с этим в Алматы снова возникает риск разорванных и незаконченных проектов из-за «ненормальной практики столь частой смены градоначальников».
Метро, электрички и ограничения для авто: что необходимо Алматы
«С другой стороны, если г-н Сатыбалды пойдет в рост, то может это, наконец, и сдвинет вопрос радикального расширения метро – ведь в Алматы для решения пробок нужны не две-три станции в пять лет, а 15-20 и до 2030 года. Еще более важно построить электрички до Каскелена, Талгара и Чилика, а также ограничить въезжающий иногородний транспорт. Без решения этой тройки вопросов Алматы будет продолжать находиться в состоянии перманентного транспортного шока и катаклизма»,