О компенсациях жертвам авиакатастрофы под Актау рассказал эксперт
25 декабря близ Актау потерпел крушение самолет Embraer авиакомпании «Azerbaijan Airlines», летевший по маршруту «Баку-Грозный». На борту находились 62 пассажира и 5 членов экипажа, выжили после крушения – 29. В Казахстане ведется расследование причин происшествия, для участия в нем прибыли представители Азербайджанской Республики.
О том, как по закону расследуются подобные трагедии и о том, какие семьям жертв и пострадавшим в результате авиакатастрофы положены компенсации, редакции Taspanews.kz рассказала юридический консультант, руководитель филиала ПЮК «Adilzanger» в Алматы Жанетта Камелева.
Расследование
Камелева рассказала, что общие правила расследования авиационных происшествий регламентированы в статье 26 Конвенции о международной гражданской авиации, принятой 52 странами мира в Чикаго 7 декабря 1944 года. Данным соглашением была создана Организация международной гражданской авиации (ICAO/ИКАО). Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 2 июля 1992 года данная Конвенция была ратифицирована.
«В силу статьи 25 Конвенции, каждое договаривающееся государство обязуется принимать такие меры по оказанию помощи воздушным судам, терпящим бедствие на его территории, какие оно сочтет возможными, и при условии осуществления контроля со стороны своих властей, разрешать собственникам этих воздушных судов или властям государства, в котором эти воздушные суда зарегистрированы, оказывать такие меры помощи, какие могут диктоваться данными обстоятельствами»,
Также, по словам Камелевой, в случае смертельного (или повлекшего тяжелые травмы) происшествия с воздушным судном одной из стран-участниц Конвенции на территории другой страны, именно страна, в которой случился инцидент, назначает расследование обстоятельств происшествия. Следствие ведется в соответствии с процедурой, которая может быть рекомендована Международной организацией гражданской авиации, насколько это допускает местное законодательство. Аналогичен порядок проведения расследования также в том случае, если какие-то данные свидетельствуют о серьезном техническом дефекте воздушного судна или аэронавигационных средств.
Государству, в котором зарегистрировано воздушное судно, предоставляется возможность назначить наблюдателей для присутствия при расследовании, а страна, проводящее расследование, направляет этому государству отчет и заключение о расследовании.
Камелева рассказала, что разбившийся лайнер принадлежит Азербайджанским авиалиниям, окончательная причина крушения пока неизвестна.
«Поскольку расследование авиакатастроф в моей личной практике носит длительный характер, то, полагаю, сейчас ставить вопрос о возмещении компенсации виновниками трагедии будет преждевременно. По завершению досудебного расследования, семьи погибших и сами потерпевшие предъявят гражданские иски виновнику крушения. До установления вины авиаперевозчика либо третьих лиц, страховые компании несут бремя выплаты компенсации, что согласуется с нормами законодательства»,
Эксперт рассказала, что пункт 2 статьи 83 Закона «Об использовании воздушного пространства», гласит: «Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира, нанесенного во время воздушной перевозки при выполнении международных полетов, определяется в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан».
«Как правило, при авиакатастрофах обычно компенсации семьям пострадавших выплачивают страховые компании. Нам пока неизвестно, какая компания является страховщиком лайнера Азербайджанских авиалиний, потерпевшего крушение. Это все-таки больше касается правовой политики Азербайджана»,
Компенсации
Юридический консультант привела в пример, что при авиакатастрофе лайнера Fokker 100 компании «Бек Эйр», страховщиком выступила страховая компания «Аманат». В силу статьи 20 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами» тогда страховые выплаты получили пассажиры, получившие вред здоровью, а также потерпевшие лица, находящиеся на иждивении погибших пассажиров.
«По законодательству РК, пассажирам, получившим увечье, травму или иное повреждение здоровья, положены выплаты до 200 МРП (до 738 400 тенге, при 1 МРП – 3692 тенге) в размере фактических расходов на лечение. Если в результате крушения самолета пассажиру будет установлена инвалидность, будут произведены выплаты от 2 500 МРП до 5 000 МРП в зависимости от группы инвалидности. За смерть пассажира предусмотрена выплата в размере 5 000 МРП (18 460 000 тенге)»,
Юридический консультант заметила, что после авиакатастрофы в декабре 2019 года компания «Бек Эйр» добровольно не оказала материальной помощи потерпевшим, в отличии от авиакомпании «Скат», чей лайнер SRG 200 потерпел крушение в 2013 году – в этом случае компания сразу после крушения лайнера взяла на себя обязательства по выплате компенсаций и организации похорон в сумме 82 миллиона тенге.
Аналогичные примеры, по словам эксперта, есть и в международном опыте. В частности, корпорация Boeing выделила 50 миллионов долларов для выплаты компенсаций семьям 346 погибших в авиакатастрофах в Индонезии и Эфиопии, что составляет примерно 144 500 долларов США на каждую семью потерпевшего. При этом у семей, получивших компенсацию, сохранилось право на предъявление гражданских исков к виновникам авиакатастрофы.
Юридический консультант пояснила, что обязанность выплачивать компенсации в настоящем случае зависит от установления причины авиакатастрофы.
«Любая авиакомпания обязана страховать свою гражданско-правовую ответственность, и страховая компания независимо от степени установления чьей-либо вины обязана осуществить страховые выплаты. Помимо этого, потерпевшие вправе предъявить гражданские иски авиакомпании в рамках досудебного расследования»,
Эксперт заметила, что в 2019 году пострадавшие пассажиры авиалайнера «Бек Эйр» получили от государства в лице местных исполнительных органов по 1 миллиону тенге в качестве компенсации.
«В случае какого-либо давления со стороны авиакомпании или иных заинтересованных сторон, потерпевшие вправе обратиться в правоохранительные органы за защитой своих прав и интересов»,