Путь на Иссык-Куль: выгоден ли короткий маршрут Казахстану, рассказал эксперт

Путь на Иссык-Куль: выгоден ли короткий маршрут Казахстану, рассказал эксперт фото на taspanews.kz от 23 декабря 2024 16:35
Фото: Pixabay

4 декабря в Алматы состоялось заседание казахстанско-кыргызского межправительственного совета, на котором было решено начать разработку технико-экономического обоснования для нового автомобильного маршрута «Алматы – Иссык-Куль» через Узынагаш, Кастек и Чолпон-Ату. Проект короткой дороги между южной столицей Казахстана и жемчужиной Кыргызстана обсуждается порядка двадцати лет. О том, какие сложности пережил план, какие типы маршрутов могут существовать между странами, какие плюсы и минусы короткая дорога имеет для Казахстана и Кыргызстана, а также о коррупции и пробках на границе рассказал редакции Taspanews.kz политолог и руководитель исследовательского центра A+Analytics Фархад Касенов.


Виды маршрутов


Касенов напомнил, что понятие дороги шире, чем просто автомагистраль, и маршрутов несколько, в зависимости от способа преодоления расстояния между Алматы и Иссык-Кулем.


«Пеший маршрут существовал еще в советское время. Можно было от Большого Алматинского озера идти дальше по ущелью, по тропинкам, и выйти на кыргызскую сторону. Раньше там никаких пограничных областей не стояло, можно было ходить этим путем, если память не изменяет, до 1996 года. Я в тех районах бывал, разговаривал с людьми, которые там ходили, ездили на велосипедах, кто-то проезжал на джипах»,  – рассказал политолог.

Однако в 1996 году появился регулярный дозорный контроль на границах, пограничная охрана, и возможность туристам проходить к озеру исчезла. Кроме того, пешие маршруты подходят только для небольших групп людей. 


«Предлагалось также строительство гондольных трасс. Примерно так же, как сейчас осуществляется, скажем, переход с Медео на Шымбулак. В 2011 году была такая инициатива со стороны нашего казахстанского общественника и эколога Мэлса Елеусизова. В 2016 году был разработан еще один проект гондольной дороги – „Озерный транзит“, и он предполагал, что на гондолах люди на канатной дороге, за два с половиной-три часа могли спокойно доехать от БАО в Кыргызстан, и там уже до Иссык-Куля. Если смотреть по прямой, это небольшое расстояние»,  – отметил Касенов.

Политолог пояснил, что гондольные дороги могут не окупиться, их постройка в горном районе – «очень дорогое удовольствие». 


Чаще всего же дорогой на Иссык-Куль называют автодорогу, как наиболее распространенный способ передвижения на транспорте и самый комфортный.


История проекта


«Разговор этот идет действительно очень давно, но необходимо сказать, что предыдущие проекты были изначально очень плохо проработаны. Просто брали, грубо говоря, линейку, циркуль, карандаш, и напрямую чертили дорогу. Это не учитывало массу моментов», – уверен политолог. 

Касенов рассказал, что первый маршрут был предложен еще в 2004 году, средства на него выделил Европейский банк развития и реконструкции. Путь составлял 220 километров, на технико-экономическое обоснование (ТЭО) был израсходован миллион тенге. Дорога пролегала по маршруту: «Алматы – Узынагаш (Костанайский) – Кемин – Чолпон-Ата». Однако после составления предварительных ТЭО выяснилось, что это не совсем рабочий вариант. 


Следующий план был предложен в 2006 году. Маршрут предполагал Алматы, Каскелен, еще один небольшой населенный пункт и оттуда уже к Чолпон-Ате по короткому пути длиной 117 км. 


«Этот маршрут был признан крайне неудачным, потому что он проходил через два горных хребта, природоохранным зонам, был колоссальный перепад высот – три с половиной километра»,  – рассказал политолог.

В 2006 году был предложен еще один маршрут, длиной 88 километров – он тоже пролегал через горы. 


«Но загвоздка была в том, что проекты выходили очень дорогими. Потому что если делать через горы, просто подниматься механически, и строить дорогу, то зимой путь все равно был бы непроходимым, а актуальным – только в летнее время. Но необходимо было бы его содержать постоянно. Кроме того, это камнепады, оползни, обвалы, то есть все прелести горных дорог – они опасны даже в летнее время. Если же делать дорогу так, чтобы она была безопасна, то надо было через горы прокладывать туннели сродни тем, которые делают в Швейцарии. Это очень дорого, и в те годы ни оборудования такого, ни денег не было. Счет шел бы не на миллионы долларов, а на миллиарды»,   – считает Касенов.

По мнению политолога, в прошлые годы подобный маршрут через горы был грандиозной идеей, но не слишком реалистичной из-за дороговизны.


«Никто на это бы не пошел, потому что какой смысл? Насколько бы они были окупаемы? Единственный смысл подобного маршрута – это туризм, поездка на Иссык-Куль, а зачем ездить на Иссык-Куль отдохнуть, если это будет обходиться в миллиард долларов для государства? Таких авантюристов нет»,  – уверен эксперт. 

Политолог полагает, что если бы речь шла о маршруте внутри одного государства, то целесообразность имелась бы.


«Пусть пробурить не огромные туннели, пусть даже не окупаемые, но для того, чтобы районы сообщались», – отметил он. 

Касенов уверен, что для одновекторного туризма из Казахстана в Кыргызстан это делать не будут по ряду причин. 


«Это дороговизна, это невозможность эксплуатации, это экология. В 2007 году тоже на этой же волне был разработан другой проект – „Yerkin Motors“, но позже вскрылось, что он был абсолютно коррупционным, деньги были потрачены на совершенно другое»,  – рассказал политолог.

По его словам, в 2015 году был разработан еще один вариант дороги, объединяющей страны. Его длина составляла 250 километров, преодолеть которые на автомобиле можно за два с половиной часа. Маршрут планировали окончить к 2017, но тогда разразился политический кризис между Казахстаном и Кыргызстаном. И только в 2022 году был утвержден более-менее окончательный вариант, финальный маршрут длиной 260 километров.


Основными факторами заморозки проекта Касенов считает: отсутствие технической подготовки и культуры, экологические вопросы, коррупционные скандалы, столкновение интересов (частный интерес и цель государства).


«Отсюда и проблемы с поиском инвесторов. Препятствий много. Нельзя идти напрямую через границы заповедников. Нельзя идти через мерзлоту и горные хребты. И так далее»,  – пояснил политолог.

Интересы стран и экономика


Проект, по мнению Касенова, также тормозит разность интересов у стран.


«Он мог бы развиваться только при условиях, когда обе страны, Казахстан и Кыргызстан, были бы очень богатыми странами, скажем, на уровне европейских. Дело даже не в деньгах, а в распределении средств и финансов»,  – пояснил политолог. 

Касенов считает, что фактически маршрут «Алматы – Чолпон-Ата», «Алматы – Иссык-Куль» нужен для того, чтобы поставлять на жемчужину Кыргызстана туристов из Алматы, самого богатого города Казахстана. При этом обратного потока фактически не будет.


«Надо признать, что если даже он будет, то он будет крайне незначительный. Следовательно, поток туристов всегда будет односторонний, только в сторону Кыргызстана. Последние годы в Казахстане принята программа по развитию внутреннего туризма, в частности того же Алаколя, в направлении на Балхаш. То есть все заложенные на туризм деньги будут уходить туда»,  – пояснил эксперт.

Политолог пояснил, что Кыргызстан заинтересован в проекте, но у него нет денег для строительства этой дороги, а казахстанская сторона и туроператоры на государственном уровне не очень заинтересованы в том, чтобы реализовывать проект.


Но дело не ограничивается только туризмом – по мнению Касенова, также реализованный проект приведет к столкновению иных интересов.


«Иссык-Кульская область может производить значительное количество сельскохозяйственной и животноводческой продукции – молоко, свежие овощи, фрукты и прочее. Это нельзя снимать со счетов, это тоже важно. Но их транспортировка обходится очень дорого, а короткий маршрут удешевил бы процесс, и в то же время усилил бы конкуренцию. Скажем так, фермерам Алматинской и Жамбылской областей пришлось бы конкурировать именно с фермерами с Иссык-Куля»,  – пояснил политолог.

Эксперт полагает, что прямой политической подоплеки под постоянными препятствиями проекту нет.


«Мы являемся дружественными странами друг к другу, входим в массу совместных интеграционных проектов. Мы сейчас входим в Организацию Тюркских Государств (ОТГ), мы вместе с Кыргызстаном находимся в Евразийском экономическом союзе, и у нас, так сказать, открытые границы, но политическая подоплека заключается в другом. В том, что все время происходили какие-то странные вещи, которые как будто лежали на пути этого злополучного и сложного проекта»,  – рассказал Касенов.

Эксперт привел примеры: в 2017 году вполне можно было начать строительство с казахстанской стороны, но вмешался «политический случай». 


«В Кыргызстане достаточно часто происходила смена власти; при смене каждого руководителя менялись и откладывались договоренности. В то время, руководитель Кыргызстана Атамбаев повздорил с Назарбаевым. Мы помним тот 2017 год, ЭКСПО и так далее. И мы помним, как он крайне оскорбительно высказывался и о руководстве Казахстана, и в целом о Казахстане, и о народе Казахстана, о казахах. К чему это привело? Не то, что не строилась эта дорога, а вообще были закрыты границы с Кыргызстаном. Сейчас таких моментов политических и нестабильных нет»,  – рассказал политолог. 

Плюсы, минусы и сложности


Касенов считает, что будущая дорога обладает своими плюсами и минусами, а основные экономические потенциальные плюсы лежат в области прибыли от туризма для Кыргызстана. Но надо понимать, что дешевый туризм на Иссык-Куле не совсем полезен в экологическом плане. Это очень большая экологическая нагрузка на озеро, так как оно горное и бессточное – вода в нем обновляется не так часто, и она будет очень сильно загрязнена антропогенным воздействием. Строительство на берегу огромного количества отелей тоже может нарушить хрупкое экологическое равновесие озера. Пока обе страны не настолько богаты, чтобы обеспечить дорогой экологический туризм.


Плюсами также политолог видит оживление торговли между приграничным районом Кыргызстана и Казахстаном – большой плюс для Кыргызстана в то же время является минусом для казахстанских фермеров, для казахстанских туроператоров.


«Сейчас такие времена, когда необходимо считать каждую копейку, вряд ли будет желание этот проект реализовать в противодействие своим интересам, потому что, скорее всего, туристический бизнес и туроператор, которые нацелены на развитие внутреннего туризма Казахстана, будут несколько противодействовать, или, по крайней мере, не будут в восторге от проекта строительства этой автодороги. На мой взгляд, несмотря на оживление и то, что Азиатский банк вроде бы выделяет средства, я не думаю, что этот проект будет в ближайшее время реализован»,  – считает Касенов.

Политолог обратил также внимание на механизм пересечения государственных границ.


«При переходе из Казахстана на сторону Кыргызстана и обратно с проверкой, с собаками, пробка иногда затягивается на несколько часов. А если эта же ситуация будет повторяться где-то там в горной местности? Тогда и ускорение этой дороги не поможет. Потому что будет увеличиваться количество машин на пропускном пункте, только и всего»,  – пояснил Касенов.

Эксперт уверен – переход без заторов возможен только в том случае, если будет свободное пересечение границ без пограничников, как, например, между Бельгией и Францией, с минимальным осмотром машин, чтобы они на границе не останавливались надолго.


«Мы должны быть уверены, что нет наркотрафика, нет попыток провоза незаконных веществ, какого-то незаконного оборота и тому подобное. Только в этом случае возможно такое быстрое пересечение. А до этого, я думаю, еще очень далеко. Уровень интеграции наших стран, доверия, синхронизация пограничных служб и служб безопасности должен вырасти до других показателей»,  – резюмировал Касенов. 

Ранее мы писали, как прошло заседание казахстанско-кыргызского межправительственного совета, и какие суммы построенная короткая дорога будет способна приносить Казахстану и Кыргызстану.


Следите за новостями Taspanews