Резкое увеличение объёмов автосервисных услуг в Казахстане

Фото: Unsplash

Казахстанский сектор автосервисных услуг продемонстрировал значительный скачок, информирует Taspanews.kz ссылаясь на энерджипром.кз.


По итогам 2023 года объём предоставленных услуг станциями техобслуживания (СТО) взлетел на 38,6%, причём суммарная стоимость услуг достигла внушительных 233,3 млрд тенге.


Подробности о динамике роста


Такого стремительного увеличения ранее не отмечалось. В прошлом темпы прироста оставались более стабильными, за исключением времён "корона кризисного" 2020 года, когда сектор столкнулся с падением на 1,6%. Согласно информации БНС АСПиР Республики Казахстан, практически 1/2 часть всех автосервисных услуг (45,6%) сосредотачивается в крупных городах, там объемы выполненных работ достигли 106,3 млрд тенге, лидерами стали Алматы (62,5 млрд тенге) и Астана (35 млрд тенге).


Фото: Unsplash

Перестановки на рынке


Казахстанский рынок автосервисных услуг претерпел значительные изменения. Влиятельные предприятия утратили часть своих позиций, в свою очередь компании малого бизнеса оперативно заняли это место. В 2022 году большого влияния компании охватывали 23,9% от общего объёма услуг, что равнялось 40,3 млрд тенге. Однако уже в прошлом году эти показатели упали, и их доля понизилась до 11%.


Малый бизнес и индивидуальные предприниматели (ИП) теперь занимают лидирующие позиции, их доля возросла с 69,5% до 82,4%. Тем не менее гаражного типа ремонт сохраняет свою популярность среди казахстанцев, действуя вне официального контроля и стандартов.


Факторы, влияющие на увеличение предложения услуг


Прирост размеров услуг автосерсвиса объясняется несколькими значимыми причинами. Во-первых, инфляция существенно повлияла на рост стоимости техобслуживания и ремонта автомобилей, цены на данные услуги выросли более чем на средний уровень повышения всех платных услуг. Так, в июле прошлого года стоимость автосервисных услуг увеличилась на 16,7% в годовом измерении. Во-вторых, увеличился автопарк страны: количество зарегистрированных автомобилей возросло на 19,7%, в частности благодаря легковым автомобилям.


Фото: Unsplash

Возраст автопарка и его роль


Состав автопарка по возрасту также имеет влияние на спрос на СТО. В Казахстане каждый второй автотранспорт из 5,4 млн имеет возраст более 20 лет, а 23,9% автотранспорта эксплуатируются от 10 до 20 лет. Часть новейших автомобилей, чей возраст не превышает 3 года, является незначительной — всего 6,1%.


Итоги и перспективы


Повышение стоимости техобслуживания и ремонта автомобиля в сочетании с увеличением автопарка привели к значительному увеличению спроса на услуги СТО. Эти изменения акцентируют внимание на тенденциях к диверсификации рынка и росту роли малого бизнеса. Тем не менее вопросы качества и контроля остаются актуальными.


Текущие тенденции оказывают влияние на финансовую устойчивость сектора и его перспективы дальнейшего роста. Обеспечение контроля качества и стандартизации услуг могло бы стать следующим логическим шагом к стабилизации и легитимизации отрасли, укреплению потребительского доверия и стимулированию дальнейшего экономического роста.