«Сохранить архитектурное наследие»: специалисты о реконструкции ТЮЗа в Алматы
23 января в Алматы стартовали общественные слушания по вопросу реконструкции ТЮЗа имени Наталии Сац, которую обсуждали в правительстве последние несколько лет. Слушания завершатся 30 января, в следующий четверг, а 13 января городской акимат уже начал поиск подрядчиков для выполнения работ. Что думают специалисты о восстановлении известного здания, выяснила редакция Taspanews.kz.
Архитектор-урбанист, автор канала «Градоблог Алматы» Владислав Филатов рассказал, что ТЮЗ им. Сац – ключевое предприятие культуры, место встречи жителей окрестных микрорайонов и место, куда возят детей со всего города на представления.
«Основная мысль заключается в том, что фасад нужно почистить, восстановить сколотый ракушечник, потому что во многих местах он обваливается. Я регулярно наблюдаю этот объект. С каждым годом его состояние ухудшается, плюс – тот плитняк, которым выложен пол, на самом деле проблемный. Очень много сколов, а это все-таки детское заведение: покрытые неровное, дети и мамы с колясками будут запинаться. Покрытие должно быть ровным и гладким. Даже если это плитняк, надо убедиться, что ситуация для пешеходов и инвалидов будет безбарьерной. Также раздражает наличие парковки автомобилей в неположенном месте – например, под навесом. Если, допустим, у машины коротнет проводка, загорится не только машина, но и сам театр. Это против всякой логики с точки зрения пожарной безопасности»,
Руководитель мастерской научных исследований и разработок в НИИ «Алматыгенплан» Жанат Айтлеу считает, что ТЮЗ – одно из самых прекрасных зданий города, нуждающееся в реставрации.
«Если мне не изменяет память, оно также входит в список памятников истории архитектуры под охраной государства. Нужно сохранить его первоначальный облик»,
Генеральный директор ТОО Urban Living, член Общественной палаты при Мажилисе Парламента, член Общественного совета Алматы Гульмира Байгабулова также поделилась своим мнением.
«ТЮЗ имени Натальи Сац – это не только первый театр для детей и юношества в Казахстане, но и знаковый объект культурного наследия Алматы. Его историческое значение заключается в формировании у молодого поколения интереса к театральному искусству и развитию творческих традиций»,
По словам члена Общественного совета, здание ТЮЗа – пример советского модернизма, который нуждается в тщательной реставрации с сохранением оригинальных элементов фасада и интерьеров.
«В мае текущего года мы проводили мониторинг данного сооружения, в ходе которого были выработаны и направлены рекомендации от имени Общественного совета Алматы»,
Эксперт считает, что при реставрации здания важно учитывать не только архитектурные особенности, но и потребности современного зрителя. Это касается обновления акустической системы, замены устаревших инженерных сетей и создания безбарьерной среды.
«Таким образом, театр сможет сохранить свое культурное наследие, одновременно соответствуя современным стандартам комфорта»,
Байгабулова привела некоторые рекомендации по реставрации, данные городским Общественным советом:
1. Заменить поворотный дисковой круг для сцены.
2. Заменить деревянные полы в зале и на сцене: они скрипят и явно мешают во время представлений.
3. Разработать концепцию доступности для людей с ограниченными физическими возможностями и реализовать ее, в том числе, для гардероба и туалетных комнат. Рассмотреть возможность установки лифтов, поручней и специальных входов для инвалидных колясок.
4. Предоставить Общественному совету на рассмотрение техническое задание на реконструкцию здания.
5. Истекает срок нормативной эксплуатации здания, требуется техническое обследование на предмет сейсмоустойчивости и целостности конструкций.
«Существует волновой метод обследования здания на его остаточное качественное состояние, рекомендую применить данный метод»,
6. При проведении реконструкции в обязательном порядке следует сохранить архитектурное наследие, важно сохранить исторические и архитектурные черты здания, которые определяют его уникальность и культурное значение. А именно: сохранить архитектурные детали фасада и общий стиль здания; максимально сохранить, почистить и установить на те же места целые камни фасадного материала (ракушечник, мрамор), при замене фасадного камня необходимо найти точный аналог, который не будет отличаться по цвету, оттенку, структуре и качеству; максимально сохранить, почистить и установить на место гранит на лестницах и фундаменте.
7. Во время ремонта крыши максимально сохранить декоративные элементы ливневых стоков из мрамора и мозаику.
8. Провести тщательную очистку мозаики от грязи, пыли и возможных повреждений. При необходимости провести восстановительные работы под наблюдением специалистов. Рассмотреть возможность установки барьеров, защищающих от повреждения, в случае необходимости. Мозаику также можно декоративно подсветить, чтобы выделить ее красоту и уникальность.
«Освещение мозаики – очень тонкий момент, необходимо сначала в тестовом режиме проверить как это будет работать, над таким освещением должны работать соответствующие специалисты»,
9. В отношении пристройки к зданию, имеющего статус памятника местного значения:
9.1. Провести анализ мирового опыта выдающихся театров мира на предмет программы распределения площадей и проанализировать эффективность существующего сооружения с целью рационального расходования бюджетных средств.
«Представленный дизайн пристройки выглядит очень дорогостоящим»,
9.2. Сохранить элементы архитектурного стиля и дизайна. В случае, если существует объективная необходимость появления на данном месте современного сооружения, сама по себе идея неплохая, но в таком случае, оно должно стать городской достопримечательностью и не выглядеть как обычное стеклянное здание офисного типа.
«Для достижения такого эффекта требуются большие средства, которых в бюджете города вряд ли можно быстро изыскать и, соответственно, проект реконструкции затянется»,
9.3. Получить заключение экспертной организации, специализирующейся на реставрации исторических объектов, не только на здания, но и территорию, поскольку контекст влияет на восприятие существующего сооружения, т.е. провести оценку влияния на историческую среду.
«Суммируя вышеизложенное: поскольку проект реконструкции самого исторического здания не получает отрицательных отзывов, а существующее состояние здания может быть небезопасным для пребывающих в нем людей, предлагаем разделить проект реконструкции существующего здания и проект пристройки на отдельные виды работ»,