Негативная реакция на подорожание проезда в автобусах Алматы и Астаны

Фото: Facebook

С первого августа нынешнего года поездка на автобусе в двух крупнейших городах Казахстана, Алматы и Астане, обходится дороже, информирует Taspanews.kz ссылаясь на энерджипром.кз.


В Алматы стоимость билета при безналичной оплате возросла на пятую часть, достигнув 120 тенге, а в столице казахского государства проезд подорожал на 22%, до 110 тенге. За наличные деньги цена билета удваивается, что вызывает бурю негодования среди населения. Горожане, оставившие комментарии на портале «Открытые НПА», выражают недовольство не только возросшими тарифами, но и качеством услуг транспортных компаний.


Социальные сети и медиа-пространство пестрят негативными отзывами, что становится зеркалом недовольства людей по поводу долгого ожидания автобусов и их переполненности в часы пик. Больше всего казахов угнетает общее увеличение семейных затрат, усугубляемое очередным ростом стоимости проезда. В своих комментариях граждане приводят примеры из передовых стран, где проезд обходится дешевле, а транспорт ходит по расписанию и поддерживается в чистоте.


Анализ международной базы данных Numbeo.com показывает, что Казахстан занимает 90-е место из 96 по стоимости проезда. Средняя стоимость поездки по стране до повышения составляла 100 тенге (примерно 0,21 доллара США). Для сравнения, в странах с устойчивой экономикой такие как Швейцария, Германия и США, этот показатель значительно выше: 1891, 1541 и 1185 тенге соответственно. Однако, при сравнении цен на одни и те же товары и услуги, необходимо учитывать покупательную способность населения и социальные меры поддержки. Так, например, высокая стоимость проезда в Швейцарии компенсируется высокими зарплатами и многочисленными пособиями, поддерживающими одну из самых высоких в мире покупательных способностей.


Статистика показывает, что за последний год в шести из двадцати крупнейших городов Казахстана стоимость проезда в автобусах увеличилась. Помимо Алматы и Астаны, среди таких городов числятся Караганда, Кокшетау, Уральск, Павлодар и Петропавловск, где цена проезда составляет 100 тенге. Самые низкие тарифы за проезд в Туркестане, Шымкенте и Актау — всего 70 тенге. Однако даже здесь перевозчики пытаются оптимизировать свои расходы. В Актау был введен дифференцированный тариф, а в Шымкенте перевозчики выступали с инициативой поднять цену до 90 тенге. Основной довод для повышения тарифов — это рост расходов. Акиматы Алматы и Астаны называют даже новые тарифы убыточными.


По данным чиновников, для рентабельности транспорта в столице проезд должен стоить 400 тенге, а в Алматы — 310 тенге. Разницу между текущими тарифами и реальными расходами перевозчиков компенсируют из бюджета городов с помощью субсидий. Например, в Алматы прошлогодняя сумма субсидий составила 80,9 млрд тенге, а в этом году она достигнет 97,3 млрд тенге.


Согласно данным Бюро национальной статистики Казахстана, доходы транспортных компаний в прошлом году достигли 132,4 млрд тенге, увеличившись почти на четверть по сравнению с предыдущим годом. В первой половине текущего года доход составил 83,5 млрд тенге, что на 33,5% больше по сравнению с первым полугодием прошлого года. Казахский автобусный парк насчитывает 114,1 тыс. автобусов, из которых свыше трети старше 20 лет, а почти 38% имеют срок эксплуатации от 10 до 20 лет. Новых автобусов в стране не так уж много — всего 7,7% от общего числа.


Высокая степень износа характерна не только для общественного транспорта, но и для всей транспортной отрасли в целом. По данным с 2018 по 2023 год, износ основных фондов сферы транспорта и складирования возрос с 24,7% до 39,4%, а коэффициент обновления снизился с 12,4% до 8,3%.