Торговые пути меняют курс, Казахстан становится стратегическим узлом морских перевозок

sea transportation фото на taspanews.kz от 19 августа 2024 09:26
Фото: PICRYL

Азия укрепляет своё положение в мировой торговле: девять из десяти наиболее загруженных портов планеты находятся именно здесь, и семеро из них сосредоточены в Китае, передает Taspanews.kz ссылаясь на энерджипром.кз.


В Казахстане морские перевозки также демонстрируют уверенный рост, достигнув впечатляющих 1,6 млн тонн за первые семь месяцев 2024 года, что на 2,1 раза больше аналогичного периода годом ранее.


Не удивительно, что объёмы морских перевозок в Казахстане за этот короткий период уже превосходят годовые показатели за минувшие пять лет. Последний раз столь высокие уровни фиксировались до 2014 года. Грузооборот в тот же период тоже значительно увеличился, достигнув вершины в 966 млн тонн-километров, что является самым высоким результатом с 2020 года.


Одним из ключевых факторов такого роста стала активация транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), соединяющего Китай и Европу, и проходящего через казахстанские порты Курык и Актау. В морском порту Актау к 2025 году планируется запустить контейнерный хаб, способный обработать 300 тыс. двадцатифутовых эквивалентов (ДФЭ). Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поставил задачу увеличить грузопоток по ТМТМ до 500 тыс. ДФЭ к 2030 году, что станет значительным приростом по сравнению с объёмом 2022 года — 33,6 тыс. ДФЭ.


Тем не менее, даже такие объемы меркнут на фоне крупнейших портов мира. К примеру, только Шанхайский порт обработал в 2023 году 49 млн ДФЭ. За ним следует Сингапурский порт с 39 млн ДФЭ. Третье, четвёртое и пятое места заняли китайские порты Нинбо-Чжоушань (35,3 млн ДФЭ), Шэньчжэнь (26,9 млн ДФЭ) и Циндао (26,4 млн ДФЭ). Южнокорейский порт Пусан с грузопотоком в 22,8 млн ДФЭ занимает шестую позицию. Единственный порт, не относящийся к азиатскому региону — Роттердам в Нидерландах, расположился на десятом месте с показателем 13,4 млн ДФЭ.


Такое стремительное развитие индикативно отражает смещение глобальных торговых потоков на восток. В 90-е годы основная часть азиатского экспорта направлялась за пределы региона, но сейчас около 60% азиатской продукции остаётся в пределах Азии, подтверждая изменение вектора мировой торговли.


Следите за новостями Taspanews