«Цена проигрыша огромна»: суицидолог — о миллионах за школьные олимпиады
Сегодня утром Министерство просвещения РК объявило, что казахстанские школьники получат по 5,5 миллионов тенге за победу на всемирных олимпиадах. Cемейный психолог, подростковый суицидолог, магистр психологии, руководитель фонда Just Support Светлана Богатырева рассказала редакции Taspanews.kz, почему денежная мотивация в образовательном процессе — не самая лучшая идея.
Естественная мотивация
По мнению Богатыревой, с точки зрения психологии связывать темы образования и вознаграждений чревато последствиями, поскольку обучение должно строиться на образовательной мотивации.
«Это сама по себе достаточно сильная мотивация, она есть в психике ребенка с самого раннего детства. Она базируется на детском любопытстве»,
Богатырева считает, что если не убить эту мотивацию, а правильно развить, чтобы детям было действительно интересно учиться, она сохранится и сама по себе, ее не нужно будет подпитывать и поддерживать деньгами.
«Когда мы добавляем в образовательный процесс оплату, тем самым, мы убиваем эту естественную мотивацию к обучению»,
Богатырева также рассказала о показательном эксперименте, в котором дети играли в футбол под окнами и мешали жильцам. Один из них вместо ругани на детей стал платить им за каждый матч, а потом — перестал. Дети обиделись и решили больше не играть в футбол.
«Он своей цели добился — убрал из-под окон шумных детей. Но и детскую естественную мотивацию он тоже убил деньгами. Это совершенно точно было подтверждено экспериментом»,
Тревога за проигрыш
Эксперт предупредила, что есть и еще одна опасность в подобной системе вознаграждений. Богатырева полагает, что в Казахстане сфера образования и так слишком насыщена тревогой и напряженностью — сложно, например, поступить на грант.
«На детей делаются большие ставки»,
Чтобы ребенок попал в хорошую школу, родители очень много вкладывают, и потом требуют от детей тоже очень многого. А вознаграждения сделают ситуацию еще более напряженной.
«Цена проигрыша становится огромной. Это огромное напряжение и нагрузка для детской психики. Я как подростковый суицидолог считаю эту меру неправильной, мягко говоря»,