Цифровое рабство или техническая зависимость: как Казахстан стал заложником российского интернета
На прошлой неделе в Казахстане произошел массовый сбой в работе популярных мессенджеров - Тelegram и WhatsApp. И это в нашей стране произошло не в первый раз. Наблюдательные жители республики заметили тенденцию, что «неполадки в сети» случаются в те моменты, когда начинают блокировать или замедлять интернет-ресурсы в Российской Федерации. К сожалению, неприятные «совпадения» стали системными. Корреспондент редакции Taspanews.kz пообщался с известными экспертами, чтобы понять, является ли такая взаимосвязь обычным совпадением. А также разобраться, как осуществляется интернет-соединение Казахстана с миром? И что может произойти, если РК «поругается» со своим северным соседом?
Сколько в Казахстане интернета из РФ
На сегодняшний день интернет играет решающую роль в жизни общества. Но не все страны имеют надежную интернет-инфраструктуру. Обычно это касается государств с низкими доходами, которые зачастую имеют недостаточно обеспеченные сети, им не хватает надежной кабельной инфраструктуры и резервных систем межсетевого соединения. В этих странах или регионах вероятность сбоев в работе интернета намного выше, чем где-либо еще
Казахстан и другие страны Центральной Азии, к сожалению, находятся в «неудобном» положении. Многие пользователи не знают, но «львиная доля» интернет-трафика по всему миру проходит через обычные оптоволоконные кабели, которые тянутся на десятки тысяч километров по дну мировых океанов и сухопутным территориям стран.
«Когда казахстанцы пользуются интернетом в повседневной жизни, они не до конца понимают весь процесс его работы. Для обычного жителя страны мобильный интернет или Wi-Fi - это то, что находится в так называемом “облаке”, работает через спутники и не имеет физической инфраструктуры. Но это не так. Основной интернет-трафик идет через кабель. Есть спутниковый интернет, но его доля в Казахстане крайне мала, и большинство абонентов заключают договора именно с операторами связи, которые получают трафик из-за рубежа от международных операторов через оптоволоконный кабель»,
Если изучить карту, становится понятно, что Казахстан является лишь частью интернациональной сети международных магистральных интернет-путепроводов. Это накладывает на страну не только особую ответственность, но и некоторые риски. Главный из которых - зависимость от соседей.
«Действительно, основная часть интернет-трафика приходит в республику из Российской Федерации. От этого возникает вопрос некоего суверенитета, в том числе информационного. На прошедшем в Малайзии мероприятии, организованном Открытой обсерватории сетевых помех (OONI), было представлено интересное исследование, на которое стоит обратить внимание. Американские аналитики представили карту, где было показано, как работает интернет и вся инфраструктура в Центральной Азии. В том числе и в Казахстане. На ней видно, как проходит интернет-соединение Казахстана со всем остальным миром»,
Казахстан - звено в цепи?
Стоит отметить, что основные линии «входа» находятся в северной части республики и являются продолжением интернет-кабелей, проходящих через Россию. В свою очередь, эти линии стали ключевым звеном для всех остальных стран ЦА.
«Так как через магистральный интернет-кабель проходит через Казахстан, то наша страна является ключевым звеном интернет-трафика для соседей»,
Специалист отметил, что еще существует небольшой кабель через Китай, но его доля в интернет-соединении с остальным миром крайне мала и составляет порядка пяти процентов. На основании этого, стоит понимать, что Россия играет ключевую роль в предоставлении доступа в интернет для каждого казахстанца.
РФ может «перерубить» интернет Казахстану!
Что касается вопроса интернет-независимости, то тут, по мнению экспертов, дела обстоят удручающе. Елжан Кабышев допустил, что при «желании» или при ухудшении дипломатических отношений Россия может «ограничить» доступ в интернет не только для Казахстана, но и для всей Центральной Азии.
Он отметил, что отключение не будет иметь демонстративный характер. По мнению эксперта, об этом будет объявлено таким образом, чтобы «не обвинить самих себя». Например, в официальной версии будет говориться, что «произошла нештатная ситуация, и идут ремонтные работы, которые могут затянуться на неопределенный срок».
По словам Кабышева, подобных случаев «перерубания» интернет-кабеля в современной истории не происходило. И никто не знает, к каким последствиям это может привести. Известно одно: в случае блокировки или замедления трафика целый регион может столкнуться с серьезными проблемами, начиная с привычного общения и заканчивая проблемами на фондовых рынках и биржах.
«На моей памяти был один похожий инцидент. Из-за внешних факторов в Европе был поврежден интернет-кабель, который проходил по дну Средиземного моря. Вызванные этим случаем проблемы, достаточно “заметно” отразились на жизни европейцев и ближневосточных регионов. Зная “характер” нашего соседа, стоит держать в голове, что вероятность перекрытия интернет-трафика вполне возможна»,
Эксперт уверен, что в случае, если одна из стран вмешается в работу международных магистральных оптоволоконных кабелей, то эти действия не останутся безнаказанными.
«С одной стороны, мне как специалисту было бы интересно посмотреть на последствия, так как это произойдет впервые. Однако я понимаю, что проблема отразится на жизни десятков, миллионов человек. В первую очередь, существуют международные договоры, касающиеся магистральных интернет-путепроводов. И их нарушение повлечет определенные санкции. Обязанности необходимо соблюдать. “Подрыв” кабеля - это международное преступление. Поэтому необходимо понимать, что, если “диверсия” все-таки произойдет, то она будет замаскирована, чтобы было тяжело доказать вину того, кто ее совершил, и избежать последствий»,
Он также отметил, что сейчас существуют специальные ресурсы, которые могут идентифицировать степень проблемы - будь это диверсия, принудительное отключение трафика, замедление или что-то другое. Эксперты на основе всех индикаторов могут дать точную оценку происшествия.
Как это работает?
Аналогичного мнения придерживается эксперт в области интернет-безопасности, директор Общества защиты интернета Михаил Климарев.
«Увы, но Казахстан столкнулся с подобной интернет-зависимостью в связи со своим местоположением. Будем откровенны: весь сетевой трафик попадает в центрально-азиатские страны транзитом из России. Поэтому, если в РФ проблемы с сетью, то это напрямую отражается на всех близлежащих странах, зависимых от “центрального путепровода”»,
Эксперт подтвердил, что в случае «тестовых» ограничений и блокировок интернет-ресурсов в РФ, это волной двигается дальше по кабелю и затрагивает всю Центральную Азию.
Он объяснил, что главным поставщиком интернета в Казахстане является «Казахтелеком», который в свою очередь получает весь сетевой трафик от российской компании SOVAM, принадлежащей «Вымпелкому».
«Получается, все, что находится в сетях “Вымпелкома” передается SOVAM, а дальше всему региону Центральной Азии»,
Он также отметил, что из девяти провайдеров, от которых «Казахтелеком» получает трафик, семь – российские. При этом некоторые американские провайдеры не имеют физического кабеля.
«Архитектура интернет-трафика устроена таким образом, что страна полностью зависит от России»,
Он добавил, что, скорее всего, оборудование по блокировке «нежелательного» контента в России стоит прямо на центральных магистральных кабелях. А потому вызывает проблемы у всех, кто подсоединен к ним.
«Такого быть не должно, но Россия очень большая страна. Если смотреть на географию магистральных сетей, то технически очень сложно ограничить все. Российским властям очень “напряжно” контролировать огромную линию интернет-трафика. И им просто-напросто легче подсоединиться к “основному проводу”»,
Как обезопасить страну от «шатдауна»?
По словам Елжана Кабышева, такая тема как цифровой суверенитет является геополитической. Казахстану необходимо иметь в запасе несколько вариантов, которые смогут исключить блокировку страны от мировой сети.
«Первая – это, конечно же, альтернативные интернет-путепроводы. Так мы всегда сможем оставаться в “сети”. Другим выходом остается спутниковый интернет. В случае перебоев казахстанцы будут вынуждены покупать антенну, оформлять подписку и пользоваться услугами связи. Но это решит лишь локальные проблемы»,
По его мнению, в Казахстане спутниковый интернет имеет много щепетильных нюансов. Главный из которых - контроль трафика.
«На сегодняшний день доступ в интернет в нашей стране и его содержание регулируется государством. Со спутниковым интернетом все сложнее, так как спутниками владеют частные компании, с которыми нужно договариваться по вопросу управления интернета, а не раздавать приказы в формате власти и подчинения, как у нас любят делать госорганы. У силовиков не будет влияния на блокировку неугодного или запрещенного контента, сложно будет инициировать блокировку сети как это было в январе 2022 года. Поэтому, по моему мнению, государство не особо хочет делиться монополией на власть в интернете, как в реальной жизни»
Также оба специалиста обратили внимание на проблему, связанную с монополизацией интернет-рынка в республике.
«В качестве решения проблемы зависимости Казахстана от России необходимо либерализировать рынок интернет-провайдеров. Сейчас в республике рынок фактически принадлежит «Казахтелекому. Необходимо уйти от тотальной монополии. Также необходимо разрешить трансграничную передачу данных другим провайдерам и тем самым диверсифицировать отрасль. Когда будет снята монополия трансграничных передач трафика, я уверен, будет построена “трасса” через Каспийское море. Проложить кабель по дну моря не сложная задача. Главное – желание и возможности»,
С альтернативными путями обхода согласен и Елжан Кабышев
«Ранее мы пытались снизить зависимость от северного соседа и даже готовили проект волоконно-оптического кабеля, проходящего из Европы через Грузию, Азербайджан и дно Каспийского моря. Даже были подписаны соглашения, однако движения к его завершению пока не видно. И с каждым новым годом реализация этого проекта постоянно отодвигается. Ходили слухи, что запустить его могут уже к концу этого года, поэтому остается только ждать и надеяться»,