Урбанист раскрыл потенциал транспортного мастер-плана Алматы

В Алматы в 2023 году был разработан мастер-план транспортного каркаса, направленный на разгрузку города от пробок. Среди прочего в мастер-плане запланировали строительство трех коридоров BRT (Bus Rapid Transit, скоростной автобусный транспорт): на проспекте Райымбека, улицах Тимирязева и Желтоксан. Стройка на проспекте Райымбека между улицей Пушкина и проспектом Сейфуллина уже началось. Что даст этот коридор городу, автомобилистам и общественному транспорту, и во сколько раз увеличится пропускная способность проспекта, корреспонденту Taspanews.kz рассказал архитектор-урбанист, автор канала «Градоблог Алматы» Владислав Филатов.

Филатов рассказал, что одна полоса с личными автомобилями при отсутствии пробок вывозит в час от 600 до 1600 человек, выделенные полосы автобусов же выдают 4000-8000 человек в час.

«1600 умножить на 6 полос на Райымбека – получаются смешные 9600 человек в час. 16000 для двух полос автобуса и 9600 для шести полос автотранспорта – это большая разница, к тому же, в проекте мы видим велодорожки. Одна двухполосная велодорожка в пике может переместить 7500 человек в час – это ее предельная возможность. Учитывая что у нас в одну сторону может быть по две полосы, суммарно две велодорожки смогут обеспечить дополнительные 15000 в час»,
Согласно этим данным, проект должен обеспечить пропускную способность 45600 человек в час (16000+9600+15000) – это приблизительные цифры, основанные на провозной способности различного транспорта.
«Я проектом не занимался и истинные значения могут быть либо больше, либо меньше»,

«Тут внимательный читатель скажет, что у нас уже есть участки с выделенкой на Райымбека. Но проблема в том, что она находится на общем пространстве с машинами, пускай и имеет обособление в виде разметки»,
Также по словам урбаниста, цифры провозной способности общественного транспорта сейчас страдают из-за постоянной смены рядности на Райымбека и от того, что на полосы выезжают личные авто и паркуются на полосах.
«Таким образом, цифры, имеющиеся сейчас, стремятся к нижним значениям – менее 11600 человек в час. Цифра в 11600, которую я считал для Райымбека, является весьма оптимистичной. Видя, какие там сейчас пробки, это число, скорее всего, намного меньше, потому что провозная способность обеспечивается в движении. В случае с полностью отделенным BRT и велодорожками, которые тоже есть в проекте, провозная способность улицы будет стремиться к 45600. Где-то это будет за счет перерисовки разметки, где-то придется строить остановки как на Тимирязева. Стройка должна быть выполнена в высокой степени координации»,

Филатов надеется, что проект находится на личном контроле акима и главы государства, иначе реализация может затянуться.
«То есть, разница в провозной способности получается порядка 4 крат, если они сделают и BRT, и двухполосные велодорожки по бокам, как было на презентации проекта перед архитекторами в прошлом году»,
Эксперт пояснил, что современные градостроители считают дороги не в пропускной способности в машинах в час, а в человеках в час, поскольку не все машины равны. Среди них есть и автобусы, и шаттлы, и личные авто, и трамваи, и велосипедисты.
«Пешеходов я, кстати, не посчитал, сделав акцент на проезжую часть и велодорожки. Линии BRT сильно разгрузят дорогу. Хороший тротуар с людьми, выбравшими пройтись вместо поездки, даст еще по 9000 человек в час с каждой стороны. Тем более, прокачав общественный транспорт и велодорожки, мы также обязаны прорабатывать пешеходные связи. Поэтому цифру в 18000 можно смело добавить. Итого будет: 45600+18000=63600. Это дает преимущество даже не в 4 раза, а в 5! Сейчас по Ташкентской почти никто не ходит»,