Виноваты ли взрослые в убийстве школьника в Актюбинской области

Виноваты ли взрослые в убийстве школьника в Актюбинской области фото на taspanews.kz от 06 сентября 2024 17:12
Фото: Сгенерировано ИИ

Второго сентября в селе в Актюбинской области трое подростков убили своего сверстника. Клинический психолог Вероника Пивкина рассказала редакции Taspanews.kz о том, какие эмоции приводят к подобным трагедиям, ответственности взрослых в проблемах детей и о буллинге в школах.


Травля


По словам эксперта, буллинг в школе или агрессия у учащихся часто обусловлены обстановкой в семье.


«Скорее всего, у агрессивного ребенка внутри семьи неполадки, есть какие-то агрессивные действия по отношению к нему со стороны родителей или членов семьи, которые он как раз-таки вымещает потом на других»,  — сказала Пивкина.

Способность детей контролировать агрессию напрямую зависит от того, как это делают родители или как «контролировали агрессию в процессе воспитания, потому как у истеричных родителей — истеричные дети, у агрессивных родителей — агрессивные дети».


Психолог отметила, что родители могут прилично вести себя в обществе, а дома превращаться в тиранов. Но в семье родителям решать все проблемы нужно, начиная с себя.


Жертвами же становятся дети по абсолютно разным причинам: спровоцировать агрессоров может и недостаток внешности, и необычная фамилия. Конфликт внутри группы может привести к тому, что какой-то школьник станет изгоем и итогом этого станет буллинг. Кроме того, травля может быть разной.


«Могут, например, насмехаться, а могут игнорировать, толкать или бить, портить вещи. Кибербуллинг может вестись в социальных сетях, там тоже может быть игнорирование, либо какие-то сообщения»,  — перечислила психолог.

Требуют внимания, разумеется и жертвы травли. Ими, по мнению эксперта, часто становятся забитые, неуверенные в себе дети, а также замкнутые или тревожные, или «белые вороны».


Гнев и агрессия


Пивкина заметила, что в случае возникновения агрессии у подростков важно переводить ее в конструктивное русло.


«Вырастая, мы понимаем, что агрессия помогает нам добиваться целей, она нас мотивирует. Мы идем куда-то благодаря агрессии, поэтому можно это переводить в спорт, в деятельность, в более социально приемлемый вид агрессивного поведения — соперничество, конкуренцию»,  — заметила психолог.

По ее мнению, в школе для этого можно добавить соревновательную механику в деятельность учеников, а родители должны учить детей использовать агрессию во благо. Если не получается сделать это силами семьи, можно обратиться к специалисту.


«Гнев помогает понять, что какая-то потребность не удовлетворена, тогда важно разобраться, чего не хватает ребенку, почему он злится»,  — посоветовала психолог.

Пивкина рассказала о замещении — механизме защиты, при котором человек вместо того, чтобы дать отпор тому, кто его разозлил, повторяет действия обидчика на ком-то другом.


«Допустим, меня отругал начальник. И я вместо того, чтобы пойти к нему и объяснить, что не так, прихожу домой и ругаю ребенка»,  — привела пример Пивкина.

Специалист полагает, что дети быстро подхватывают такой способ реагировать на негативные эмоции. И, к примеру, не удовлетворяющую их атмосферу в семье вымещают на других детях.


«Агрессия — это не зло, гнев помогает отстаивать границы, защищать себя, добиваться целей»,  — подчеркнула психолог.

Важно объяснять детям, как они могут использовать свой гнев конструктивно, что бывают конструктивные и деструктивные способы проявления агрессии, бывают криминальные или законные способы отстаивания своих интересов.


«Когда я защищаю себя по закону, требую какие-то вещи, добиваюсь от людей, чтобы они выполнили договоренности — здесь тоже присутствует агрессия, но конструктивная»,  — подчеркнула Пивкина.

Роль учителей в буллинге


Психолог считает, что, как и сами школьники, учителя тоже могут провоцировать буллинг и быть его зачинщиками.


«Они могут отпускать какие-нибудь язвительные комментарии в сторону ученика, а потом класс начинает на него уже как-то реагировать»,  — привела пример Пивкина.

Нередки ситуации, когда учитель игнорирует уже начавшуюся травлю.


И первый, и второй пример требует решения на уровне школы. Психолог считает, что родители не должны игнорировать подобные ситуации и рекомендует в первую очередь спокойно и уважительно обсудить проблему с учителем. Если это не приносит результатов, необходимо поговорить уже с директором. А если же и этот шаг не дает плодов — пора обращаться в правоохранительные органы. Оставлять проблему «просто так» нельзя.


Психолог отметила также, что необходимо работать и с учителями, с их эмоциональным состоянием. В этой профессии очень высок риск эмоционального выгорания, и для разрешения таких ситуаций есть ресурсы, однако зачастую педагоги ими не пользуются, а когда у самого учителя есть проблемы, или он «выгорел» — он может не отреагировать должным образом на начавшуюся в школе травлю.


Немалую роль играет тут, по мнению психолога, и сама педагогическая система Казахстана: невысокие проходные баллы в институтах на подобные профессии, из-за чего учителями могут становиться и люди, которым профессия не подходит.


Что делать родителям


Психолог убеждена, что «не ребенок должен справляться с ситуацией», за это в школах отвечают учителя и родители.


«Ответственность на взрослых, взрослые должны видеть это, замечать, останавливать, что-то с этим делать. А не дети сами должны как-то что-то с собой делать. Потому что они автоматически будут подстраиваться под взрослых»,  — сказала Пивкина.

Специалист отмечает, что все, происходящее с детьми — это ответственность родителей даже по законодательству Казахстана.


Родителям важно быть не безразличными, если с их детьми что-то происходит. Необходимо быть внимательными, задавать ребенку вопросы, налаживать контакт, обратиться к психологу, если контакт потерян.


Однако специалист отмечает, что иногда у родителей нет желания налаживать контакт, и это большая проблема в случае, когда происходит травля.


«Если нет доверия между родителем и ребенком, возможно, родитель не отреагирует нужным образом — не будет слушать, а будет давать совет или обвинять ребенка»,  — сказала Пивкина.

Психолог также привела пример с клипом Мэрилина Мэнсона, после выхода которого двое подростков стали стрелять в одноклассников из ружья.


«Журналист спросил певца, что бы он сказал этим подросткам, если бы встретился с ними, на что Мэнсон ответил, что лучше послушал бы их»,  — сказала специалист.

Ответ артиста психолог считает очень верным.


«Нужно уметь слушать своего ребенка, проникаться его проблемами, понимать его сторону и становиться на нее, уметь прочувствовать то, что он чувствует»,  — подчеркнула Пивкина.

Психолог порекомендовала не оставлять ребенка наедине с его проблемами. Важно выслушать школьника, эмоционально отреагировать на его рассказ, поддержать и подчеркнуть, что ситуация с травлей не может быть нормой. Важно проговорить, что родитель будет искать решение проблемы и действительно начать его искать, дать ребенку защиту и понимание, что родитель сделает все, чтобы защитить сына или дочь.


Пивкина посоветовала родителям школьников также обратиться к российскому порталу «Травли нет», который помогает понять, как следует действовать в случае буллинга.


Следите за новостями Taspanews