Владельцы «Жигулей» первыми будут платить штрафы в Казахстане

выхлопная труба авто фото на taspanews.kz от 23 января 2025 13:17
Фото: pexels.com

Казахстанский сенатор Марат Кожаев заявил, что штрафы за прогрев автомобилей дольше пяти минут в жилых зонах останутся обязательными для владельцев, несмотря на дискуссии о пересмотре этой нормы, передает Taspanews.kz.


По словам Кожаева, основная цель данного правила – защита экологии и улучшение качества жизни граждан, проживающих в городах.


«Владельцам устаревших моделей, таких как «Лада» и «Жигули», придется платить штрафы, пока они не заменят свои машины на более современные и соответствующие экологическим требованиям. Многие автомобили, особенно старые модели, не только производят повышенный уровень выбросов, но и требуют длительного прогрева в холодное время года. Это приводит к повышению уровня загрязнения воздуха, особенно в зимние месяцы, когда подобное поведение водителей становится массовым»,  – отметил он.

Кожаев подчеркнул, что отмена штрафов не рассматривается, так как этот шаг может привести к ухудшению экологической обстановки. 


«Современные автомобили оснащены передовыми технологиями, которые минимизируют необходимость длительного прогрева. Такие системы, как «пуш-старт», способны автоматически глушить двигатель при остановке, например, на светофорах, и запускать его вновь при начале движения. Подобные технологии снижают количество вредных выбросов и экономят топливо», – сказал сенатор. 

Кроме того, современные моторные масла и присадки, по его словам, позволяют автомобилю быстрее прогреваться на ходу, что делает долгий прогрев на месте излишним. 


Марат Кожаев напомнил, что штрафы за прогрев автомобилей в жилых зонах соответствуют мировой практике. Во многих странах действуют жесткие экологические нормы, направленные на снижение уровня загрязнения воздуха и защиту интересов жителей. Эти меры позволяют достичь ощутимых улучшений в экологической ситуации и в качестве жизни людей.


«Это не просто локальная проблема. Подобные нормы действуют в большинстве стран мира, и мы не можем оставаться в стороне. Решение этой проблемы требует незамедлительных действий, и действующие правила являются одним из инструментов для достижения этой цели»,  – подчеркнул он.

Несмотря на очевидные экологические преимущества, введенная норма вызвала споры, особенно в северных регионах Казахстана, где зимы отличаются суровыми погодными условиями.


Согласно Правилам дорожного движения Республики Казахстан, автовладельцам запрещается прогревать транспортные средства более пяти минут. Это указано в подпункте 5 пункта 88 ПДД РК. За несоблюдение этого требования предусмотрена административная ответственность по статье 597 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Размер штрафа за такое нарушение составляет 5 месячных расчетных показателей (МРП), что на 2025 год эквивалентно 19 660 тенге.


При повторном нарушении сумма штрафа значительно увеличивается – до 10 МРП, или 39 320 тенге.


Хотя эта норма действует уже более двух десятилетий, многие водители до сих пор не осведомлены о ее существовании.


Сергей, 45 лет, Петропавловск:


«Я недавно узнал, что нельзя прогревать больше пяти минут. Видимо, раньше это не афишировали, а теперь начали активно штрафовать. Придется ставить машину подальше от жилых домов, чтобы не нарушать».


Андрей, 34 года, Алматы:


«Честно говоря, я понимаю, что это нужно для экологии, но в наших климатических условиях это сложно соблюдать. В сильные морозы без хорошего прогрева двигатель быстро выходит из строя. Хотелось бы, чтобы законы адаптировали под наши реальные условия, особенно для северных регионов».


Айгуль, 29 лет, Астана:


«Я согласна с тем, что долго прогревать машины во дворах – это неправильно. Но почему штрафы такие высокие? Не у всех есть деньги на новые авто с современными системами, которые быстро прогреваются. Сначала бы создали условия, а потом уж вводили такие штрафы».


Ерлан, 41 год, Усть-Каменогорск:


«Это очередной способ собрать деньги с водителей. Моя машина заводится с трудом даже после десяти минут прогрева, а тут всего пять минут разрешено. Интересно, кто это проверять будет? Или это просто очередная бумажная норма для отчетности?».


Жанна, 37 лет, Караганда:


«Я полностью поддерживаю такие ограничения! Наши дворы превращаются в газовые камеры каждое утро зимой. Особенно, если кто-то оставил машину под окном. Мы все дышим этим угарным газом, включая детей. Надо просто научить водителей соблюдать правила».


Николай, 50 лет, Павлодар:


«Как всегда, штрафами хотят решить проблему. А что делать владельцам старых автомобилей? Мы не виноваты, что на современные экологичные машины денег не хватает. Возможно, лучше субсидии на замену авто ввести, чем штрафовать за необходимость прогрева двигателя».


Марат, 26 лет, Актобе:


«Зимой машины не только прогревают, но и оставляют заведенными часами, чтобы не заглохли. Это проблема не штрафов, а доступности качественных аккумуляторов и топлива. Лучше бы этим занялись».


Арман, 33 года, Костанай:


«Норма хорошая, но есть ощущение, что ее используют только для пополнения бюджета. Ведь никакого массового информирования о правилах и штрафах раньше не было. Все узнают об этом только после того, как получат штраф».


Следите за новостями Taspanews