Воздух Алматы – ядовитый коктейль: город в топе грязных мегаполисов

Воздух Алматы - ядовитый коктейль: город в топе грязных мегаполисов фото на taspanews.kz от 28 мая 2025 11:52
Фото: ortcom.kz

Город Алматы в очередной раз попал в рейтинг самых загрязненных городов мира, который публикует международная компания IQAir, передает Taspanews.kz со ссылкой на Еnergyprom.kz.


В мае 2025 года южная столица Казахстана заняла 42-е место из 125 мегаполисов, а индекс качества воздуха (AQI) достиг 61. Это считается «средним» уровнем, но с учетом прошлогоднего зимнего рекорда (AQI выше 250) становится ясно – город стабильно дышит ядом.


Зимой Алматы вообще возглавил антирейтинг: воздух был хуже, чем в Дели и Лахоре. А ведь впереди очередной отопительный сезон.


Главный источник загрязнения


Эксперты и данные правительства подтверждают: почти 60% загрязнений воздуха Алматы связаны с выхлопами автомобилей. Из 189 тыс. тонн выбросов в год 112,7 тыс. тонн приходится на машины. Ситуация усугубляется ростом автопарка.


По данным Бюро национальной статистики, только в Алматы и Алматинской области сейчас почти 1,4 миллиона авто. Из них:


- 609,7 тыс. машин – старше 20 лет


- 313,9 тыс. – от 10 до 20 лет.


Каждое утро в город въезжает десятки тысяч авто из пригорода. В условиях маятниковой миграции это превращается в настоящий транспортно-экологический коллапс.


Экопосты есть – толку нет


В Алматы работают 19 экологических постов, где проверяют машины на выбросы.


Но результат не впечатляет:


- В 2024 году 17% машин не прошли проверку


- Было выявлено 31,7 тыс. нарушений, наложено штрафов на 581,8 млн тенге.


По словам депутатов, эффективность экопостов – почти нулевая. Один из постов оформляет в среднем менее четырех нарушителей в день, несмотря на трафик в 700 тысяч машин.


«Это профанация, а не экологический контроль»,  говорится в официальном депутатском запросе.

Решение – в новом «экобуфере» Алатау?


Один из реальных выходов – создание города-спутника Алатау рядом с Алматы.


Он должен:


- Стать экологическим буфером


- Перераспределить транспортные потоки


- Снизить маятниковую миграцию


- Обеспечить новые рабочие места и жилье.


Переезд части алматинцев и создание Smart City с «чистым» транспортом и широкой уличной сетью может серьезно разгрузить Алматы.


Что мешает? Проблем – море


Правительство пока не спешит:


- Перевод таксопарков на электромобили признан преждевременным


- Экопосты оставляют, несмотря на их низкую эффективность


- Инфраструктуры для электрокаров нет, а город уже испытывает дефицит электроэнергии


Эксперты считают, что Алматы нуждается не в локальных штрафах, а в долгосрочной экологической стратегии. Нужны реформы транспорта, инвестиции в зеленую инфраструктуру, внедрение экологичного общественного транспорта и реальное сокращение выбросов.


Следите за новостями Taspanews