Воздух Алматы – ядовитый коктейль: город в топе грязных мегаполисов

Город Алматы в очередной раз попал в рейтинг самых загрязненных городов мира, который публикует международная компания IQAir, передает Taspanews.kz со ссылкой на Еnergyprom.kz.
В мае 2025 года южная столица Казахстана заняла 42-е место из 125 мегаполисов, а индекс качества воздуха (AQI) достиг 61. Это считается «средним» уровнем, но с учетом прошлогоднего зимнего рекорда (AQI выше 250) становится ясно – город стабильно дышит ядом.
Зимой Алматы вообще возглавил антирейтинг: воздух был хуже, чем в Дели и Лахоре. А ведь впереди очередной отопительный сезон.
Главный источник загрязнения
Эксперты и данные правительства подтверждают: почти 60% загрязнений воздуха Алматы связаны с выхлопами автомобилей. Из 189 тыс. тонн выбросов в год 112,7 тыс. тонн приходится на машины. Ситуация усугубляется ростом автопарка.
По данным Бюро национальной статистики, только в Алматы и Алматинской области сейчас почти 1,4 миллиона авто. Из них:
- 609,7 тыс. машин – старше 20 лет
- 313,9 тыс. – от 10 до 20 лет.
Каждое утро в город въезжает десятки тысяч авто из пригорода. В условиях маятниковой миграции это превращается в настоящий транспортно-экологический коллапс.
Экопосты есть – толку нет
В Алматы работают 19 экологических постов, где проверяют машины на выбросы.
Но результат не впечатляет:
- В 2024 году 17% машин не прошли проверку
- Было выявлено 31,7 тыс. нарушений, наложено штрафов на 581,8 млн тенге.
По словам депутатов, эффективность экопостов – почти нулевая. Один из постов оформляет в среднем менее четырех нарушителей в день, несмотря на трафик в 700 тысяч машин.
«Это профанация, а не экологический контроль»,
Решение – в новом «экобуфере» Алатау?
Один из реальных выходов – создание города-спутника Алатау рядом с Алматы.
Он должен:
- Стать экологическим буфером
- Перераспределить транспортные потоки
- Снизить маятниковую миграцию
- Обеспечить новые рабочие места и жилье.
Переезд части алматинцев и создание Smart City с «чистым» транспортом и широкой уличной сетью может серьезно разгрузить Алматы.
Что мешает? Проблем – море
Правительство пока не спешит:
- Перевод таксопарков на электромобили признан преждевременным
- Экопосты оставляют, несмотря на их низкую эффективность
- Инфраструктуры для электрокаров нет, а город уже испытывает дефицит электроэнергии
Эксперты считают, что Алматы нуждается не в локальных штрафах, а в долгосрочной экологической стратегии. Нужны реформы транспорта, инвестиции в зеленую инфраструктуру, внедрение экологичного общественного транспорта и реальное сокращение выбросов.