«Все зависит от данных черного ящика» – эксперт рассказал о расследовании авиакатастрофы под Актау
25 декабря недалеко от Актау разбился лайнер, принадлежащий компании Azerbaijan Airlines, направлявшийся из Баку в Грозный. В результате происшествия погибли 38 человек. На данный момент ведется расследование причин авиакатастрофы. Ряд уважаемых мировых СМИ со ссылкой на источники в правительстве Азербайджана сообщили, что самолет был сбит российской системой ПВО «Панцирь-С», депутат парламента Азербайджана Расим Мусабеков потребовал от России извинений. О том, как проходит расследование в Казахстане, корреспонденту Taspanews.kz рассказал бывший заместитель председателя Комитета гражданской авиации МИР РК, авиационный эксперт Серик Мухтыбаев.
Направления расследования
Мухтыбаев рассказал, что в любом расследовании авиационного происшествия, как правило, рассматриваются три направления: техническое, человеческий фактор, и внешнее воздействие.
«Сейчас комиссия, я думаю, работает по всем трем направлениям, собирая соответствующую информацию как с аэропорта вылета, так и с аэропорта прилета от навигационных служб. На основе этих данных будет выбрано одно направление, по которому будет проводиться дальнейшее расследование»,
Полученная информация подробно классифицируется, и по этим направлениям начинается работа. Мухтыбаев рассказал, что, как правило, авиационное происшествие не происходит только по одной причине, это совокупность всех факторов, но влияние каждого фактора, степень последствий этого влияния, может быть разной.
Авиационный эксперт отметил, что черные ящики имеют высокую степень защиты – вплоть до того, что могут сопротивляться температуре до тысячи градусов в течение определенного времени, помехозащищенность данных приборов довольно высока.
«Пишется информация на специальные записывающие средства. Раньше это была специальная проволока, а сейчас используют микросхемы, которые также имеют высокую степень защиты и возможность сохранения информации. Также, даже если средства объективного контроля частично повреждены, возможно изъятие частичной информации, на основании которой можно делать выводы»,
В зависимости от совершенствования самих черных ящиков, меняются и технологии расшифровки. Все идет в ногу со временем, и поэтому параметры, которые записывают эти черные ящики, информативны и соответствуют устройствам, которые считывают аналитики.
«Есть определенные специалисты, чаще всего иностранные, которые проводят данную расшифровку, анализ и подготовку информации по тому или данному параметру»,
По его словам, согласно международным правилам, к расследованию привлекаются представители страны, на территории которой произошло происшествие, страны принадлежности самого воздушного судна, представители авиакомпании, производители воздушного судна, возможно, производители двигателей, отдельных блоков.
«Все будет определяться комиссией. О необходимости привлечения тех или иных специалистов, служб или дополнительных стран, которые могли бы внести ясность в процесс расследования, будет принимать решение комиссия»,
Эксперт пояснил, что время расшифровки зависит от состояния бортового самописца.
«Все зависит от данных, которые, возможно, оттуда будут извлечены. Как правило, это не занимает много времени. Дальше идет процесс сопоставления всех данных, полученных из черных ящиков, с другими данными, которые были получены из других источников, чтобы определить объективность и достоверность всех параметров»,
Второй черный ящик
Мухтыбаев отметил, что для большей объективности существует второй черный ящик. Он фиксирует технические параметры работы всех систем.
«Он объективен, ведь второй черный ящик фиксирует просто технические параметры: как работал двигатель, как та или иная система работала, когда она включалась, отключилась, рабочая была или нерабочая»,
По словам специалиста, на момент начала расследования информация из черных ящиков должна быть доступна для всех участников расследования в равной степени. Есть международные требования – приложение 13 ИКАО определяет, что после окончания расследования, после того, как все заинтересованные стороны согласовали результаты расследования, выводы официально направляются в Международный орган ИКАО. Информация будет доступна после окончания расследования.
«Если бы самолет упал в море, не выжил бы никто. Пилот всегда ищет возможность приземлиться на твердую поверхность, тем более если в районе отсутствует растительность, отсутствуют горы и препятствия. Посадка на большой скорости на воду чревата тем, что самолет мгновенно разрушается. Поэтому пилоты старались долететь до аэродрома, гдебыли условия для посадки и наличие аварийных служб»,
Версия столкновения с птицами, по мнению авиаэксперта, возможна, но это должна быть очень крупная птица и большая стая для того, чтобы каким-то образом вывести из строя самолет, но не настолько, чтобы воздушное судно потеряло управляемость.
«В 2009 году воздушное судно столкнулось с стаей птиц, что привело к отключению двух двигателей. Экипаж сумел без двигателей посадить его на реку, и все выжили, но там ситуация другая была, самолет только взлетал и поэтому не набрал еще высоту. Если бы произошел взрыв баллона на борту, то самолет разрушился бы в воздухе»,