Взлететь над страхом: как авиакатастрофы усиливают аэрофобию, рассказали эксперты

Взлететь над страхом: как авиакатастрофы усиливают аэрофобию, рассказали эксперты фото на taspanews.kz от 16 января 2025 15:23
Фото: Pixabay

В конце 2024 года в мире случилось несколько страшных авиакатастроф – в частности, близ Актау разбился самолет «Азербайджанских авиалиний». В крушении погибли 38 человек, расследование инцидента на данный момент в процессе, идет расшифровка черных ящиков разбившегося борта. В интернете распространяются разнообразные версии случившегося. 16 января Министерство транспорта РК опубликовало заявление о том, что не планирует давать комментарии до завершения расследования. Многочисленные сетевые издания публикуют сведения о катастрофе сомнительной степени достоверности, а интерес людей, а вместе с тем и их страх полетов – возрастают. О том, что такое аэрофобия и как с ней бороться, корреспонденту Taspanews.kz рассказали эксперты-психологи.


Аэрофобия


Светлана Богатырева, психолог, суицидолог, магистр психологии, руководитель фонда Just Support рассказала, что аэрофобия относится к видам тревожного расстройства – это состояние, в котором человек настолько боится полетов, что это мешает ему их совершать. 


«Аэрофобия может сопровождаться и физической симптоматикой, как при панических атаках, когда человеку не хватает воздуха, появляется учащенное сердцебиение, мучают очень тревожные мысли вплоть до страха умереть»,  – рассказала Богатырева. 

Вероника Пивкина, клинический психолог, дополнила, что при аэрофобии кто-то начинает переживать заранее, задолго до полета, а кто-то паникует уже на борту. 


«Чаще всего это выражается в навязчивых мыслях о катастрофах, избегании полетов на самолете и сильных телесных реакциях вроде потливости, тремора или сердцебиения. Повышенная тревожность может быть связана с прошлым травматическим опытом. Аэрофобию необходимо лечить психотерапией»,  – отметила Пивкина.

Богатырева подчеркнула, что в такие моменты человек не может ни на что отвлечься, он концентрируется только на возможной катастрофе. Соответственно, часы в полете – это адские часы для него, которые сильно снижают качество жизни. Особенно сильно это влияет на человека, когда летать требуется часто – например, по работе, или к родственникам в другой стране, к которым нет возможности добираться наземными видами транспорта.


«Аэрофобия, конечно, ограничивает качество жизни, и поэтому с ней нужно работать. В контексте крупных авиакатастроф, которые произошли, нужно понимать, что у людей, у которых уже была аэрофобия, могут быть последствия. Когда она усиливается – это более сложный вариант, потому что раньше у этой фобии могли быть разные корневые причины, с которыми нужно разбираться, а текущий случай сыграл как усиление»,  – пояснила Богатырева.

По словам психолога, случаи, в которых аэрофобия появилась на фоне недавних событий, корректируется проще, поскольку понятна причина, по которой она появилась. А если фобия уже была, то лучше разобраться со специалистом и установить корни проблемы: откуда и когда, в каком возрасте она возникла, и работать уже с ними.


Методы борьбы 


Как рассказала Богатырева, в случае с аэрофобией, как и с любыми другими страхами, исцеление достигается путем встречи с этим страхом. 


«Условно, если вы боитесь летать, надо летать. Но предварительно обеспечив себе некоторую поддержку. Если мы обратимся к популярной сейчас когнитивно-поведенческой терапии, которая является самым научно обоснованным подходом, то там, прежде всего, советуют работать со страхами на уровне ваших убеждений, то есть: посмотреть статистику по видам транспорта и понять, убедиться, что аварии происходят с наземным транспортом. Например, то, что мы видели недавно – большая авария на трассе на Щучинск. Там были автомобили, не самолеты. И на железной дороге тоже происходят аварии. Статистически – самолет это один из самых безопасных видов транспорта»,  – напомнила эксперт. 

Однако психолог отметила: нужно понимать, что абсолютно безопасных видов транспорта нет, на сто процентов никто ни от чего не застрахован. 


«Но когда ты видишь статистическую картину, ты понимаешь вероятности, и это в какой-то мере успокаивает, когда мы сравниваем разные виды рисков и понимаем, что абсолютно безопасного нет ничего и при этом видим наглядно, где больше, а где меньше рисков»,  – пояснила Богатырева.

По словам психолога, следующей ступенью будет работа с таким механизмом как контроль. 


«Нашу психику очень сильно успокаивает, когда мы что-то контролируем. Соответственно, в полете надо максимально попытаться проконтролировать то, что можно. Выбрать место, например, рядом с одним из аварийных выходов, посмотреть сводки погоды, изучить правила поведения, правила безопасности»,  – привела суицидолог примеры.

Принимать перед полетом алкоголь или медикаменты Богатырева не рекомендовала.


«Если можно отложить эти медикаменты до прилета, тогда лучше это сделать, потому что с переменой высоты лекарства работают по-разному»,  – считает эксперт.

Вероника Пивкина не во всем согласна с коллегой.


«Самый быстрый способ – это таблетки, которые могут помочь снизить тревогу и облегчить симптомы. Однако, это лишь временное решение. В долгосрочной перспективе важно работать с психотерапевтом. Также полезно узнать матчасть: устройство самолета, принципы аэродинамики, статистику по авариям. На самом деле самолет – самый безопасный вид транспорта в сравнении с тем же автомобилем. Начиная от подготовки пилотов и кончая техническим оснащением. И, как известно, в последней аварии в Актау пилоты сделали все, чтобы как можно больше людей выжило. Проблема людей с аэрофобией именно в тревоге и потери контроля над ситуацией, а это лечится психотерапией»,  – считает психолог.

Богатырева рекомендовала обеспечить себе физиологический комфорт, удобную одежду, и добавить какое-то отвлечение в полете.


«Возможно, это будет разговор с человеком, возможно, какая-то книга или фильм приятный. Надо создать себе механизм комфорта, насколько возможно, и дозировано встречаться с этим страхом. Пока ещё не придумали никаких других методов борьбы со страхами»,  – уверена психолог.

По ее словам, желательно сначала слетать на какое-нибудь небольшое расстояние, и так постепенно тренировать психику – приучать к тому, что это не так опасно, как ей кажется. Постепенной тренировкой достигается привыкание.


«Только очень важно следить, чтобы все эти меры не превращались в компульсивные и навязчивые, потому что, если ты, например, сел и 15 раз проверил, пристегнут ли ты, то это уже другая крайность, когда все хочется контролировать, и в этом контроле человек ищет иллюзию безопасности. Это тоже плохо, потому что лишь закрепит механизм страха»,  – считает Богатырева.

По мнению психолога, все хорошо в меру, и контроль тоже должен быть дозирован. 


«Нужна хорошая золотая середина, когда мы поработали с убеждениями, с мыслями, когда мы поработали со своим комфортом, и в какой-то момент мы расслабились и отдали ход на волю жизни, как говорится. То же самое, что и в обычной действительности, в которой мы тоже далеко не все можем контролировать»,  – уверена Богатырева.

Панические атаки


Психолог рассказала, что с приступами паники, к которым может приводить аэрофобия, непосредственно на борту самолета, в воздухе, проводится такая же работа, как и на земле.


«Приступ паники – это процесс, когда психика не справляется с уровнем страха и пытается физиологически, телом как-то на это отреагировать. Соответственно, мы применяем те же меры, что и при панической атаке внизу»,  – пояснила Богатырева. 

Психолог посоветовала простые и действенные методики, которые рекомендуется применять в таких случаях


1. Дыхание. Нужно дышать в сложенные домиком руки, или в пакет, нагнетая количество углекислого газа и потом его вдыхая.


«При панике дыхание учащенное, и происходит гипервентиляция крови кислородом. Из-за того, что мы быстро дышим, много кислорода попадает в кровь, и этот кислород вызывает симптоматику головокружения, тошноту. Соответственно, надо уменьшить количество кислорода, дышать углекислым газом из пакета, куда мы только что выдохнули»,  – пояснила суицидолог.

2. Техника «5−4-3−2-1». Нужно назвать пять предметов, расположенных вокруг; четыре звука, которые слышим – важно не нафантазировать, а сконцентрироваться на имеющихся звуках, например, звуке двигателя, разговор людей; три запаха; два тактильных ощущения или вкуса. 


«Концентрируясь на этих внешних стимулах, мы уводим внимание из внутренней симптоматики (сердце сильно бьется, дыхание), человек переключается и перестает испытывать эту панику. Очень хорошо, если во время такого приступа есть рядом спокойный человек, который ведет своим голосом, говорит о том, что все хорошо, все в порядке. Опираясь на голос этого человека, тот, кто испытывает панику, может вынырнуть из этого ужаса на поверхность и действительно понять, что все нормально»,  – посоветовала Богатырева.

Вероника Пивкина рекомендует в случае панической атаки на борту обращаться сразу к персоналу.


«Они обычно обучены и готовы к таким ситуациям на борту. А самодеятельность не всегда хорошо заканчивается. Нужно смотреть по состоянию человека. Панические варианты лучше усиливать еще больше, чтобы энергия разряжалась: дать покричать, посжимать человека, но эта диагностика и помощь требует профессионального образования»,  – уверена психолог. 

По словам Пивкиной, отвлечение действует, когда человек относительно адекватен и вменяем.


«В особо острых состояниях проще сделать укол, поэтому тут все же лучше обращаться к персоналу самолета. Тут еще вопрос, кто в панике: ты или кто-то другой. Если кто-то другой, то нужно звать персонал»,  – считает психолог.

Если же у человека аэрофобия и ранее случались панические атаки, то к полету и повторению ситуации можно подготовиться заранее. 


«Обычно свой первый раз люди с аэрофобией или панической атакой переживают самостоятельно: страшно, но не смертельно. Особенность панической атаки в том, что она часто быстро проходит: до получаса»,  – поделилась опытом Пивкина. 

Но также психолог отметила, что все зависит от уровня стресса и физиологического состояния. 


«Если у человека долгая история панических атак или фобии, то это, конечно, хуже и выглядит, и чувствуется, такое надо лечить психотерапией. Но увы, часто люди просто заливаются алкоголем на время полета, а при панической атаке вызывают скорую»,  – подчеркнула Пивкина.

Богатырева отметила: если аэрофобия продолжается достаточно долго, необходимо обратиться к специалисту.


«В данном случае, это уже не просто какая-то тревожность, возникшая от новостей, а значит, эта тревожность подцепила что-то внутри вас, что-то, что было давно, и теперь прочно закрепилось. С этим уже, конечно, лучше не затягивать, обратиться к специалисту. Последние события – очень страшные, поднимающие много внутреннего нашего материала, и мы не остаемся при этом равнодушными. Если самопомощь не очень хорошо работает, тогда уже, конечно, требуется помощь специалиста»,  – уверена суицидолог.

Следите за новостями Taspanews