Взлететь над страхом: как авиакатастрофы усиливают аэрофобию, рассказали эксперты
В конце 2024 года в мире случилось несколько страшных авиакатастроф – в частности, близ Актау разбился самолет «Азербайджанских авиалиний». В крушении погибли 38 человек, расследование инцидента на данный момент в процессе, идет расшифровка черных ящиков разбившегося борта. В интернете распространяются разнообразные версии случившегося. 16 января Министерство транспорта РК опубликовало заявление о том, что не планирует давать комментарии до завершения расследования. Многочисленные сетевые издания публикуют сведения о катастрофе сомнительной степени достоверности, а интерес людей, а вместе с тем и их страх полетов – возрастают. О том, что такое аэрофобия и как с ней бороться, корреспонденту Taspanews.kz рассказали эксперты-психологи.
Аэрофобия
Светлана Богатырева, психолог, суицидолог, магистр психологии, руководитель фонда Just Support рассказала, что аэрофобия относится к видам тревожного расстройства – это состояние, в котором человек настолько боится полетов, что это мешает ему их совершать.
«Аэрофобия может сопровождаться и физической симптоматикой, как при панических атаках, когда человеку не хватает воздуха, появляется учащенное сердцебиение, мучают очень тревожные мысли вплоть до страха умереть»,
Вероника Пивкина, клинический психолог, дополнила, что при аэрофобии кто-то начинает переживать заранее, задолго до полета, а кто-то паникует уже на борту.
«Чаще всего это выражается в навязчивых мыслях о катастрофах, избегании полетов на самолете и сильных телесных реакциях вроде потливости, тремора или сердцебиения. Повышенная тревожность может быть связана с прошлым травматическим опытом. Аэрофобию необходимо лечить психотерапией»,
Богатырева подчеркнула, что в такие моменты человек не может ни на что отвлечься, он концентрируется только на возможной катастрофе. Соответственно, часы в полете – это адские часы для него, которые сильно снижают качество жизни. Особенно сильно это влияет на человека, когда летать требуется часто – например, по работе, или к родственникам в другой стране, к которым нет возможности добираться наземными видами транспорта.
«Аэрофобия, конечно, ограничивает качество жизни, и поэтому с ней нужно работать. В контексте крупных авиакатастроф, которые произошли, нужно понимать, что у людей, у которых уже была аэрофобия, могут быть последствия. Когда она усиливается – это более сложный вариант, потому что раньше у этой фобии могли быть разные корневые причины, с которыми нужно разбираться, а текущий случай сыграл как усиление»,
По словам психолога, случаи, в которых аэрофобия появилась на фоне недавних событий, корректируется проще, поскольку понятна причина, по которой она появилась. А если фобия уже была, то лучше разобраться со специалистом и установить корни проблемы: откуда и когда, в каком возрасте она возникла, и работать уже с ними.
Методы борьбы
Как рассказала Богатырева, в случае с аэрофобией, как и с любыми другими страхами, исцеление достигается путем встречи с этим страхом.
«Условно, если вы боитесь летать, надо летать. Но предварительно обеспечив себе некоторую поддержку. Если мы обратимся к популярной сейчас когнитивно-поведенческой терапии, которая является самым научно обоснованным подходом, то там, прежде всего, советуют работать со страхами на уровне ваших убеждений, то есть: посмотреть статистику по видам транспорта и понять, убедиться, что аварии происходят с наземным транспортом. Например, то, что мы видели недавно – большая авария на трассе на Щучинск. Там были автомобили, не самолеты. И на железной дороге тоже происходят аварии. Статистически – самолет это один из самых безопасных видов транспорта»,
Однако психолог отметила: нужно понимать, что абсолютно безопасных видов транспорта нет, на сто процентов никто ни от чего не застрахован.
«Но когда ты видишь статистическую картину, ты понимаешь вероятности, и это в какой-то мере успокаивает, когда мы сравниваем разные виды рисков и понимаем, что абсолютно безопасного нет ничего и при этом видим наглядно, где больше, а где меньше рисков»,
По словам психолога, следующей ступенью будет работа с таким механизмом как контроль.
«Нашу психику очень сильно успокаивает, когда мы что-то контролируем. Соответственно, в полете надо максимально попытаться проконтролировать то, что можно. Выбрать место, например, рядом с одним из аварийных выходов, посмотреть сводки погоды, изучить правила поведения, правила безопасности»,
Принимать перед полетом алкоголь или медикаменты Богатырева не рекомендовала.
«Если можно отложить эти медикаменты до прилета, тогда лучше это сделать, потому что с переменой высоты лекарства работают по-разному»,
Вероника Пивкина не во всем согласна с коллегой.
«Самый быстрый способ – это таблетки, которые могут помочь снизить тревогу и облегчить симптомы. Однако, это лишь временное решение. В долгосрочной перспективе важно работать с психотерапевтом. Также полезно узнать матчасть: устройство самолета, принципы аэродинамики, статистику по авариям. На самом деле самолет – самый безопасный вид транспорта в сравнении с тем же автомобилем. Начиная от подготовки пилотов и кончая техническим оснащением. И, как известно, в последней аварии в Актау пилоты сделали все, чтобы как можно больше людей выжило. Проблема людей с аэрофобией именно в тревоге и потери контроля над ситуацией, а это лечится психотерапией»,
Богатырева рекомендовала обеспечить себе физиологический комфорт, удобную одежду, и добавить какое-то отвлечение в полете.
«Возможно, это будет разговор с человеком, возможно, какая-то книга или фильм приятный. Надо создать себе механизм комфорта, насколько возможно, и дозировано встречаться с этим страхом. Пока ещё не придумали никаких других методов борьбы со страхами»,
По ее словам, желательно сначала слетать на какое-нибудь небольшое расстояние, и так постепенно тренировать психику – приучать к тому, что это не так опасно, как ей кажется. Постепенной тренировкой достигается привыкание.
«Только очень важно следить, чтобы все эти меры не превращались в компульсивные и навязчивые, потому что, если ты, например, сел и 15 раз проверил, пристегнут ли ты, то это уже другая крайность, когда все хочется контролировать, и в этом контроле человек ищет иллюзию безопасности. Это тоже плохо, потому что лишь закрепит механизм страха»,
По мнению психолога, все хорошо в меру, и контроль тоже должен быть дозирован.
«Нужна хорошая золотая середина, когда мы поработали с убеждениями, с мыслями, когда мы поработали со своим комфортом, и в какой-то момент мы расслабились и отдали ход на волю жизни, как говорится. То же самое, что и в обычной действительности, в которой мы тоже далеко не все можем контролировать»,
Панические атаки
Психолог рассказала, что с приступами паники, к которым может приводить аэрофобия, непосредственно на борту самолета, в воздухе, проводится такая же работа, как и на земле.
«Приступ паники – это процесс, когда психика не справляется с уровнем страха и пытается физиологически, телом как-то на это отреагировать. Соответственно, мы применяем те же меры, что и при панической атаке внизу»,
Психолог посоветовала простые и действенные методики, которые рекомендуется применять в таких случаях
1. Дыхание. Нужно дышать в сложенные домиком руки, или в пакет, нагнетая количество углекислого газа и потом его вдыхая.
«При панике дыхание учащенное, и происходит гипервентиляция крови кислородом. Из-за того, что мы быстро дышим, много кислорода попадает в кровь, и этот кислород вызывает симптоматику головокружения, тошноту. Соответственно, надо уменьшить количество кислорода, дышать углекислым газом из пакета, куда мы только что выдохнули»,
2. Техника «5−4-3−2-1». Нужно назвать пять предметов, расположенных вокруг; четыре звука, которые слышим – важно не нафантазировать, а сконцентрироваться на имеющихся звуках, например, звуке двигателя, разговор людей; три запаха; два тактильных ощущения или вкуса.
«Концентрируясь на этих внешних стимулах, мы уводим внимание из внутренней симптоматики (сердце сильно бьется, дыхание), человек переключается и перестает испытывать эту панику. Очень хорошо, если во время такого приступа есть рядом спокойный человек, который ведет своим голосом, говорит о том, что все хорошо, все в порядке. Опираясь на голос этого человека, тот, кто испытывает панику, может вынырнуть из этого ужаса на поверхность и действительно понять, что все нормально»,
Вероника Пивкина рекомендует в случае панической атаки на борту обращаться сразу к персоналу.
«Они обычно обучены и готовы к таким ситуациям на борту. А самодеятельность не всегда хорошо заканчивается. Нужно смотреть по состоянию человека. Панические варианты лучше усиливать еще больше, чтобы энергия разряжалась: дать покричать, посжимать человека, но эта диагностика и помощь требует профессионального образования»,
По словам Пивкиной, отвлечение действует, когда человек относительно адекватен и вменяем.
«В особо острых состояниях проще сделать укол, поэтому тут все же лучше обращаться к персоналу самолета. Тут еще вопрос, кто в панике: ты или кто-то другой. Если кто-то другой, то нужно звать персонал»,
Если же у человека аэрофобия и ранее случались панические атаки, то к полету и повторению ситуации можно подготовиться заранее.
«Обычно свой первый раз люди с аэрофобией или панической атакой переживают самостоятельно: страшно, но не смертельно. Особенность панической атаки в том, что она часто быстро проходит: до получаса»,
Но также психолог отметила, что все зависит от уровня стресса и физиологического состояния.
«Если у человека долгая история панических атак или фобии, то это, конечно, хуже и выглядит, и чувствуется, такое надо лечить психотерапией. Но увы, часто люди просто заливаются алкоголем на время полета, а при панической атаке вызывают скорую»,
Богатырева отметила: если аэрофобия продолжается достаточно долго, необходимо обратиться к специалисту.
«В данном случае, это уже не просто какая-то тревожность, возникшая от новостей, а значит, эта тревожность подцепила что-то внутри вас, что-то, что было давно, и теперь прочно закрепилось. С этим уже, конечно, лучше не затягивать, обратиться к специалисту. Последние события – очень страшные, поднимающие много внутреннего нашего материала, и мы не остаемся при этом равнодушными. Если самопомощь не очень хорошо работает, тогда уже, конечно, требуется помощь специалиста»,