«Загрязнение в Темиртау вызвало около 3000 смертей»: экологи – о воздухе в Казахстане

человек в медицинской маске фото на taspanews.kz от 17 сентября 2024 11:58
Фото: сгенерировано ИИ

Казахстан в последние годы стабильно входит в мировые антирейтинги по качеству воздуха. В некоторых городах республики воздух настолько испорчен, что они оказываются в топ-10 самых загрязненных населенных пунктов мира. Корреспондент Taspanews.kz побеседовал с экспертами-экологами и выяснил, в каких городах РК сложилась наиболее плачевная ситуация, насколько она опасна для здоровья граждан, и что можно сделать, чтобы улучшить положение дел.


40-е место в антирейтинге


Эколог, член Общественной палаты при Мажилисе Парламента РК Айжан Скакова рассказала корреспонденту Taspanews.kz, что, согласно мировому рейтингу качества воздуха IQAir, казахстанские населенные пункты попадают в топ-10 самых загрязненных городов мира.


Качество атмосферного воздуха – важнейший экологический фактор, определяющий здоровье населения и состояние экосистем. В первую очередь, качество атмосферного воздуха обусловлено уровнем содержания в нем загрязняющих веществ.


«На данный момент в этом “черном списке” находится город Астана. В столице сейчас нездоровый уровень качества воздуха. Доступность данных положительно влияет на решение проблемы», - сказала эколог.

Она также напомнила, что Казахстан в 2023 году занял 40-е место по степени загрязненности воздуха среди стран мира.


«Но нужно учесть, что здесь идет речь лишь по среднегодовой концентрации частиц PM2,5 микрограмм на метр кубический. И Казахстан оказался в оранжевой зоне, где этот показатель превышен в 3−5 раз. Это указывает на нездоровый уровень загрязнения и плохое качество воздуха в целом», - заметила эксперт.

По ее словам, данные по PM2,5 разнятся по годам. Например, самое лучшее качество воздуха в стране по этому показателю было в пандемийный 2020-й год. Но все резко ухудшилось в 2021-м году. Однако уже в 2022 году показатели улучшились. А в 2023-м году качество воздуха вновь стало хуже.


Что загрязняет воздух в РК


Скакова отметила, что о последствиях загрязненного воздуха для страны говорится в утвержденном недавно национальном плане развития Республики Казахстан до 2029 года. Кроме того, были проведены исследования Всемирного банка, в которых сказано о последствиях загрязнения воздуха, потерях для здоровья населения и экономических показателях.


«Согласно мировым исследованиям, например, данным UNEP (это программа ООН по окружающей среде), в числе причин загрязнения воздуха указаны виды деятельности человека, такие как сельское хозяйство, транспорт, промышленность, отходы, домашнее хозяйство», - рассказала эксперт.

Она добавила, что в Казахстане в основном от загрязнения воздуха страдают города, так как тяжелая промышленность зачастую расположена вблизи населенных пунктов.


«У нас есть ряд градообразующих предприятий. То есть города строились в привязке к промышленным объектам. И там живут люди. Среди таких городов – Жезказаган, Темиртау», - пояснила эколог.

Она также заметила, что в антирейтинги из городов Казахстана часто попадают мегаполисы Астана и Алматы.


«В Алматы (воздух загрязнен – ред.) из-за различных факторов, таких как географическое расположение, которое не способствует рассеиванию загрязняющих веществ и рост источников загрязнения. Это большой мегаполис с растущими потребностями и разрастающимся населением. Но изначально он был спроектирован на 500 тысяч жителей. А сегодня в нем уже 2,2 миллиона человек проживают, и будет еще больше, город продолжит расти», - отметила эксперт.

Она добавила, что воздух в южной столице загрязняют транспорт, промышленные объекты, ТЭЦ и котельни. И с каждым из этих источников загрязнения «нужно работать».


«Сегодня особое внимание необходимо уделить таким загрязняющим веществам, как мелкодисперсная пыль 2,5, диоксид серы, а также оксид углерода. Сейчас они наиболее распространены в городах. “Казгидромет” по всей стране проводит соответствующие замеры. Данные мониторинга показывают, что проблем достаточно много», - сказала эколог.

По ее словам, важно продолжить работу по информированию населения, ведь экологическая информация «зачастую ограничена и, возможно, не понятна, у граждан нет доступа к ней». Результаты официальных исследований о воздухе «противоречивы», «разобраться в них самостоятельно непросто». Многие «не знают, где искать данные о качестве воздуха, и вынуждены оценивать его субъективно, по своим ощущениям и самочувствию».


Председатель регионального экологического совета по Мангистауской области ассоциации ECOJER, член Общественного совета Министерства экологии и природных ресурсов РК Адильбек Козыбаков рассказал корреспонденту Taspanews.kz, что среди городов Казахстана в Актау ситуация с загрязнением воздуха «получше», чем в Алматы, Темиртау или Усть-Каменогорске.


«Относительная “чистота” актауского воздуха объясняется погодными условиями, так как морская столица Казахстана все время продувается ветром. Кроме того, город расположен непосредственно у Каспийского моря», - сказал он.

Однако эксперт заметил, что из-за увеличения городского населения растут темпы строительства новых ЖК, развивается туризм. Все это приводит к увеличению потока автотранспорта, «выхлопные газы которого затрудняют дыхание пешеходов».


Он добавил, что в последние годы также «почему-то начали регулярно гореть полигоны твердых бытовых отходов (ТБО)», «угощая» актаусцев и жителей близлежащих населенных пунктов очередной «порцией» загрязненного воздуха.


«И тут раскрывается очередная экологическая проблема – наполнение полигонов ТБО. Как известно, в этом году весной стартовала республиканская акция “Таза Қазақстан” по уборке территорий населенных пунктов и природных локаций. Недавно было заявлено, что за прошедшие полгода с начала акции было собран один миллион тонн ТБО. Если разделить миллион тонн на численность населения страны, то на каждого казахстанца приходится по 50 кг мусора, выброшенного в неположенном месте. И я не уверен, что весь этот мусор, собранный в рамках акции, отправили на переработку и вторичное использование. Значит, весь или почти весь этот объем вывезен на и без того переполненные полигоны ТБО, где он теперь частично разлетается и частично горит, загрязняя воздух, которым мы дышим», - считает эксперт.

Какие меры можно принять


«Особенно это ощущается утром, перед началом рабочего дня – примерно с 8-ми до 9-ти. И вечером, сразу после окончания рабочего времени – с 18 до 19. Для частичного решения проблемы я бы рекомендовал властям на некотором расстоянии от проезжей части установить новые тротуары (там, где это позволяет пространство), а на образовавшемся пространстве посадить полосы зеленых насаждений из видов местной флоры. При этом “старые” тротуары я бы рекомендовал превратить в велодорожки – таким образом можно будет создать уловия для “переквалификации” автомобилистов в велосипедистов», - предложил Козыбаков.

Он отметил, что так называемый «лисий хвост» от выбросов предприятий со стороны промзоны Актау давно стал «притчей во языцех» среди актаусцев.


«Часто по ночам жители города чувствуют неприятные запахи непонятного происхождения. Местный департамент экологии, конечно же, реагирует на обращения граждан. Но пока госинпсекторы от экологии оформят проверку и выедут в “поле” для забора проб воздуха, естественно, загрязняющие вещества уже рассеиваются ветром. Значит, нужно установить датчики, улавливающие загрязняющие вещества из воздуха в автоматическом режиме», - предположил эксперт.

«Самой большой экологической проблемой Актау и близлежащих населенных пунктов» он назвал хвостохранилище Кошкарата – искусственное озеро, образованное в советский период на 70 с лишним квадратных километрах. На его дне хранятся миллионы тонн токсичных и радиоактивных отходов. А заводы искусственно поддерживали уровень воды, сбрасывая в хвостохранилище отработанную техническую воду и канализационные стоки, чтобы радиоактивные и токсичные отходы не оказалась на поверхности. Но после остановки химкомплекса вода начала испаряться, и «оголившиеся опасные отходы начало пылить ветром, оказывая вредное воздействие на здоровье людей и окружающую среду».


«И вот уже на протяжении трех десятков лет власти пытаются решить данную проблему, регулярно выделяя кругленькие суммы на рекультивацию хвостохранилища. Говоря простыми словами, требуется оставить часть водной глади на такой площади, на которой постоянные сбросы от канализационных очистных сооружений могли бы поддерживать уровень воды, а остальную часть засыпать грунтом и засадить саксаулом. Эта работа вроде бы ведется, но на вопрос о том, когда она будет полностью завершена, никто не может дать точного ответа», - пояснил Козыбаков.

Смерти и болезни


Скакова подчеркнула, что, несмотря на небольшое улучшение в последние годы, «воздух в Казахстане не стал чище».


По данным Министерства здравоохранения, в числе заболеваний в Казахстане в большинстве случаях отмечен рак легких и болезни органов дыхания.


«Дело в том, что сегодня очень много проблем в городах, которые связаны не только с промышленностью и старым автотранспортом, но и с тем, что у нас в частном секторе до сих пор топят дома углем. Несмотря на то, что частный сектор стараются полностью газифицировать. Из-за угля работают котельни, порой топят даже какими-то отходами – все это оказывает большое влияние на загрязнение воздуха в городах», - сказала специалист.

По ее словам, недавно были опубликованы результаты исследования CREA (Исследования, проведенные CREA - Center for Research on Energy and Clean Air), которые говорят о том, что завод ArcelorMittal в Темиртау, работавший с 1996 по 2023 год, привел к загрязнению воздуха, которое вызвало около 3000 смертей. А ущерб здоровью людей оценили в 4,2 миллиарда долларов США.


«Это уже подтверждено исследованием, что местное население страдает от высокого уровня токсичных веществ. Это вызывает преждевременные роды, случаи детской астмы. В декабре 2023 года ArcelorMittal покинул Казахстан, но оставил после себя серьезные экологические и социальные последствия», - заключила эколог.

Следите за новостями Taspanews