Загрязнение воздуха приводит к самоубийствам — эксперты оценили казахстанский смог

Фото: Midjourney

Согласно данным IQAir, в прошлом году Казахстан занял сороковое место в мире по загрязненности воздуха среди всех стран. Редакция Taspanews.kz выяснила у экспертов, изменится ли что-то в нынешнем году, что именно портит казахстанский воздух, и как со смогом связано количество совершаемых в городах самоубийств.


Индексы загрязненности воздуха


Денис Винников, доктор медицинских наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией здоровья и окружающей среды Казахского национального университета имени аль-Фараби, рассказал нашему корреспонденту о том, насколько стоит доверять множеству агрегаторов, которые составляют подобные рейтинги.


По его словам, существует несколько различных показателей на разных ресурсах. Между ними нет полной тождественности, они не абсолютно равные. 


«И когда вы читаете эти данные и интерпретируете их, надо в первую очередь иметь в виду, какие именно показатели закладываются в этот индекс»,  — отметил доктор наук. 

Где-то для расчета конкретной величины учитывается скорость ветра, ультрафиолетовый индекс, в том числе для того, чтобы в итоге получить цифру, где-то — нет. Где-то просто вычисляется среднее значение из нескольких датчиков. 


Павел Плотицын, создатель сети измерения качества воздуха AirKaz, также разделяет это мнение.


«Любые индексы очень условны, поскольку основываются на данных разных станций измерения. Станции могут быть установлены с разной плотностью, измерять разные загрязняющие вещества и так далее»,  — отметил Плотицын. 

Он считает, что правильнее будет сравнивать не с другими странами, а с нормативами ВОЗ, поскольку эти нормативы отражают исследованный и доказанный вред здоровью людей, который наносит грязный воздух. 


«Однозначно можно сказать, что это, конечно, не научные данные. То есть они не имеют абсолютной валидности, не являются истиной в первой инстанции, они ориентированы на широкую публику»,  — сказал Винников. 

Их цель — выдать ориентировочные, очень приблизительные данные о том, насколько безопасен сегодня, в конкретный день и конкретное время, атмосферный воздух.


«Они имеют значение, когда вам необходимо иметь в целом представление о том, грязный сегодня воздух или чистый»,  — уточнил заведующий лаборатории.

В то же время эти ресурсы имеют большое значение для увеличения информированности населения. Потому что когда лаборатории собирают свои строго научные данные, они не могут понятным и доступным языком докладывать свои результаты простым людям. А эти ресурсы позволяют предоставлять информацию для народа о том, что происходит с воздухом.


Винников отметил, что не ожидает улучшения качества воздуха в последующих отчетах, потому что в экономике и тем более в политике не произошло ничего, что способствовало бы улучшению качества воздуха. 


«Государством не приняты никакие серьезные меры для того, чтобы сжигать меньше твердого топлива для отопления»,  — объяснил доктор наук. 

Именно твердое топливо, по мнению заведующего лабораторией, с научной точки зрения — главная причина очень высоких концентраций вредных веществ в воздухе. Самые высокие показатели в городах Казахстана регистрируются зимой, в отопительный период. И цифры зимой во много раз превышают летние, что однозначно говорит о том, что портит воздух отопление. 


Причем, как отмечает Винников, виновата не обязательно ТЭЦ и централизованное отопление. Предполагается, напротив, что загрязняет воздух в основном именно местное сжигание угля. То есть в каждой конкретной точке — частный сектор. 


«И так как ничего радикального в этом отношении в этом году в сравнении с прошлым годом не произошло, я совсем не ожидаю никакого улучшения этого показателя»,  — подчеркнул доктор наук.

Что портит воздух


Если говорить о городском загрязнении воздуха, и в первую очередь о больших городах, то этот вопрос давно вышел за рамки научного, считает Винников. По его мнению, заинтересованные стороны хотят интерпретировать вопрос о том, что загрязняет воздух в городах, в угоду себе.


«Например, вы многократно слышали, как акимат заявляет, что 80% загрязнения воздуха в Алматы — это автотранспорт»,  — напомнил заведующий лабораторией.

Однако, по словам Винникова, это мнение не выдерживает никакой критики, потому что летом автотранспорта никак не меньше, чем зимой, а уровень загрязнения в десятки раз выше зимой. 


«Автотранспорт имеет здесь, возможно, последнее значение»,  — полагает доктор наук.

Использование твердого топлива: угля, древесины, дров для отопления частным сектором, а также работа центральных больших нагревательных установок в виде ТЭЦ, не переведенных на газ и использующих уголь, остаются основной причиной загрязнения воздуха в городах. Основной компонент видимого смога — это взвешенные частицы от сжигания твердого топлива.


По словам Винникова, имеют влияние на качество воздуха и метеорологические, природные причины. Сильный ветер по степи способен увеличивать концентрации вредных частиц в воздухе. 


«Выбросы же от автотранспорта по составу другие. Это не та грязь и не тот смог, который мы видим зимой. Автотранспорт преимущественно выбрасывает газовую фазу загрязнения. Это диоксид серы, это различные оксиды азота, ароматические углеводороды и так далее»,  — перечислил заведующий лабораторией.

Конечно, эти вещества тоже вредны, и полностью списывать со счетом загрязнение воздуха от автотранспорта нельзя, добавил он. Винников также полагает, что неконтролируемое государственной политикой увеличение количества личного автотранспорта не имеет абсолютно никакого положительного эффекта для здоровья населения.


«Вас убеждают, что каждому надо иметь машину»,  — уверен доктор наук. 

Он пояснил, что любой билборд, любая реклама в журналах в городе уговаривает купить машину, предлагает автокредиты, новые модели, но в конечном итоге на здоровье человека это отражается негативно.


«Мнимый прирост малой доли комфорта, который люди имеют от того, что они якобы свободны и независимы на личном транспорте, полностью нивелируется отрицательными эффектами»,  — считает Винников.

Отмечает заведующий лабораторией и то, что свобода передвижения автолюбителей — это навязываемый маркетинг, поскольку в конечном итоге водители перемещаются на личном транспорте все равно преимущественно в городе, а не ездят по степям и природным достопримечательностям.


Вред для здоровья


Винников рассказал, что наблюдательные исследования заняли десятки лет и охватили десятки миллионов людей, поэтому дали ученым очень мощную доказательную базу. Загрязнение воздуха в городах, где оно складывается из взвешенных частиц и газов, приводит к двум группам эффектов: онкологическим и не онкологическим. 


К онкологическим эффектам относится увеличение риска развития опухолей в разных частях тела. Особенно подвержена опасности дыхательная система, потому что грязный воздух в первую очередь контактирует с органами дыхания. Опухоли дыхательной системы, рак легких имеют значительно большую вероятность развиться у людей, проживающих в загрязненном воздухе, чем у граждан, проживающих в регионе с чистым воздухом. 


Вторая группа — так называемые не онкологические эффекты. Это еще большая группа: различные болезни сердечно-сосудистой системы, инсульт, инфаркт, вся сосудистая патология, связанная с нарушением эндотелия, то есть внутренней стенки сосудов. 


«Это из-за того, что мелкие взвешенные частицы, которые мы вдыхаем из-за загрязнения воздуха, всасываются в кровь. Мы их не просто вдыхаем, они не просто в дыхательных путях, невидимые частицы проникают в кровь»,  — пояснил доктор наук. 

Частицы всасываются в кровь, циркулируют в крови человека постоянно и провоцируют воспалительный процесс. Потом это осложняется тромбозом, ишемией органов.


«Инсульт головного мозга, инфаркт — это все сосудистые осложнения, связанные с загрязнением воздуха»,  — рассказал заведующий лабораторией. 

Болезни органов дыхания, в частности, хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) — бич цивилизации и третья причина смерти населения в мире, — сейчас развивается напрямую из-за загрязнения воздуха.


«Курение — это тоже вид загрязнения атмосферного воздуха»,  — отметил Винников. 

Загрязнения повышают риск ХОБЛ (хронической обструктивной болезни легких), обострений астмы, задержки развития дыхательной системы детей, вероятность развития астмы у ребенка в будущем.


Плотицын считает, что загрязнение воздуха является «первым фактором смертности во всем мире». 


«Тысячи казахстанцев ежегодно умирают от заболеваний, спровоцированных грязным воздухом. Это проблема № 1, о которой никто не говорит»,  — подчеркнул Плотицын.

Денис Винников также отметил, что помимо закономерных эффектов — рака и ХОБЛ — в последнее время изучаются новые негативные эффекты загрязненного воздуха для здоровья. 


Например, доказано, что дети, проживающие в городах с загрязненным воздухом хуже учатся. У них хуже когнитивная функция, в них больше агрессии. Эксперт уверен, что это напрямую связано с уровнем загрязнения воздуха. 


«Агрессивное вождение на дорогах, риск суицидов напрямую связаны с загрязнением воздуха. Риск депрессивного расстройства. Люди, проживающие в загрязненных городах, гораздо больше страдают от депрессии»,  — перечислил заведующий лабораторией.

Все эти эффекты раньше не связывались с загрязнением воздуха, но сейчас связь подтверждена и изучается. 


«Воздух настолько во всех отношениях действует на наше здоровье, что не только вызывает заболевания, но и снижает качество жизни и замедляет прогресс цивилизации»,  — подчеркнул Винников. 

Это происходит из-за того, что дети и взрослые имеют сниженную когнитивную функцию. Они хуже учатся, хуже познают, меньше понимают. 


«Их мозги, так сказать, хуже работают»,  — пояснил доктор наук.

Он рассказал, что из-за загрязненного воздуха в сосудах возникает специфический воспалительный процесс — постоянный, многомесячный, многолетний, он снижает в первую очередь саму функцию этого органа.


«А раз это головной мозг, значит, человек хуже соображает, у него хуже память, развивается депрессия»,  — резюмировал заведующий лабораторией.

Воздух в регионах


РГП «Казгидромет» предоставило нашей редакции данные по загрязнению атмосферного воздуха в различных регионах Казахстана.


Из 69 населенных пунктов страны к степени низкого загрязнения атмосферного воздуха отнесены 25 населенных пунктов, 26 населенных пунктов — к степени повышенного загрязнения, 18 населенных пунктов — к степени высокого загрязнения и очень высокого загрязнения. 


К наиболее загрязненным городам Казахстана вот уже много лет относятся Алматы, Усть-Каменогорск, Астана, Атырау, Актобе, Караганда, Темиртау, Жезказган, Шымкент и Балхаш.


А городами с низким уровнем загрязнения атмосферного воздуха стабильно считаются Атбасар, Каратау, Экибастуз, Аксу, Рудный, п. Акай, Торетам, Бейнеу, с. Кордай.


Плотицын отметил, что ситуация с загрязнением воздуха в крупных городах Казахстана неоднородна. Больше всего страдают крупные города, а также города, подверженные определенным атмосферным особенностям, способствующим накоплению загрязнения воздуха. 


«В Алматы это — тепловая инверсия, запирающая грязный воздух в приземном слое»,  — привел пример создатель AirKaz.

Но ключевым фактором загрязнения Плотицын все же считает объемы выбросов, и, по мнению эксперта, Казахстан выглядит в таком контексте очень плохо. В загрязнении виноваты угольная генерация тепла и электричества, старый автопарк, обилие частного сектора, который тоже сжигает большие объемы твердого топлива.


«В отопительный сезон в Алматы, например, очень часто наблюдаются уровни загрязнения, превышающие нормы ВОЗ в 5-10, а иногда и 15 раз. Ситуация, без преувеличения, катастрофическая. И никакого положительного тренда за последние 7 лет я не наблюдаю»,  — подчеркнул создатель AirKaz.

За последние 3 года, по данным «Казгидромета», очень высоким и высоким уровнем загрязнения характеризуются следующие города:


Караганда — взвешенные частицы РМ-2,5, взвешенные частицы РМ-10, фенол, формальдегид, диоксид азота, озон;


Алматы — взвешенные частицы РМ-2,5, диоксид азота, оксид азота, озон, взвешенные частицы РМ-10, оксид углерода, диоксид серы, сероводород, взвешенные частицы (пыль);


Астана — взвешенные частицы (пыль), взвешенные частицы РМ-2,5, взвешенные частицы РМ-10, озон;


Усть-Каменогорск — диоксид азота, озон;


Атырау — сероводород, взвешенные частицы РМ-2,5, взвешенные частицы РМ-10, взвешенные частицы (пыль), озон, диоксид серы, диоксид азота;


Актобе — сероводород; диоксид азота, оксид азота , диоксид серы, оксид углерода;


Балхаш — диоксид серы , сероводород, взвешенные вещества (пыль);


Темиртау — взвешенные частицы (пыль), взвешенные частицы РМ-2.5, фенол;


Жезказган — взвешенные вещества (пыль), диоксид азота, фенол;


Шымкент — формальдегид, диоксид азота, взвешенные вещества.


Денис Винников скептически относится к индексу загрязнения воздуха (ИЗА), на который опираются данные «Казгидромета». 


«Его методология очень устарела, и он не совсем правильно отражает реальность. Например, совершенно не учитывает всплески, то есть какие-то „грязные дни“. Просто представляет „среднюю температуру по больнице“. На научный взгляд ИЗА — только ориентировочное значение»,  — сказал заведующий лабораторией.

По мнению доктора наук, разница в загрязненности воздуха между городами обусловлена очень многими факторами: размерами города, степенью газификации, наличием частного сектора и крупной промышленности с вредными выбросами в атмосферу, а также расположением и естественной проветриваемостью города.


«Всех пугают Усть-Каменогорском, что у них выброс, они все прячутся, у них розовый сегодня дым над городом стоит. Это, конечно, связано с тем, что непосредственно в городе находятся промышленные источники выбросов в атмосферу. Но в Алматы нет никакой крупной промышленности, так почему Алматы — лидер в этом загрязнении?»  — задался вопросом Винников. 

По его словам, виновен комплекс других факторов: плохое проветривание, бедный и не газифицированный частный сектор.


Решение проблемы


«Загрязнение воздуха, по утверждению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — это вопрос бедности»,  — подчеркнул заведующий лабораторией.

Бедные страны и бедные регионы почти всегда имеют грязный воздух, потому что бедное население не может позволить себе газ, поэтому топят дома покрышками и кизяком.


«Проблема — экономическая и политическая. Потому что для того, чтобы решить эту проблему, нужна воля государства»,  — уверен Винников.

По его мнению, решить проблему возможно, если создать такие условия для населения и для бизнеса, когда сжигание твердого топлива станет невозможным или крайне невыгодным. Например, газифицировать Алматы и пригороды. 


«Официально-то у нас город почти полностью газифицирован. Но если вы с 18-20 этажа посмотрите на город, увидите, что везде все дома топят углем в частном секторе»,  — заметил доктор наук.

В первую очередь, считает Винников, власти города должны провести везде газификацию, центральное отопление. Например, как сейчас переводят на газ ТЭЦ 2 в Алматы, где много десятилетий использовался уголь.


Автотранспорт, в некоторой степени тоже влияющий на качество воздуха в городе, по мнению заведующего лабораторией, тоже поддается государственному регулированию. 


«Необходимо создать условия для того, чтобы люди пользовались общественным транспортом»,  — предположил доктор наук.

Павел Плотицын также считает, что необходимо перевести генерацию энергии на ВИЭ и газовые ТЭЦ, развивать общественный транспорт, чтобы меньше людей нуждались в автомобилях, газифицировать частный сектор.


Однако создатель AirKaz отметил, что ничего из этого не делается, все экологически значимые проекты саботируются или проводятся для галочки, поэтому изменения качества воздуха ждать не приходится.


«Нужно привести качество воздуха в соответствии с нормами ВОЗ, чтобы он перестал убивать граждан»,  — призвал Плотицын.