Как политическая нестабильность Южной Кореи влияет на Казахстан, рассказал кореевед

Фото: Герман Ким

3 декабря президент Республики Корея Юн Сок Ёль объявил военное положение «для поддержания конституционного порядка в стране» и «чтобы искоренить силы, поддерживающие Северную Корею». Через 6 часов депутаты парламента  его отменили. 


7 декабря оппозиция инициировала в парламенте процедуру импичмента. По заявлению представителей партии «Тобуро», глава государства нарушил Конституцию, поскольку введение военного положение было безосновательным. Из-за бойкота со стороны правящей партии импичмент объявлен не был.


Были арестованы по подозрению в мятеже с целью свержения конституционного строя бывший министр обороны Ким Ён Хён, генеральный комиссар Национального агентства полиции Чо Чжи Хо и глава полиции Сеула Ким Бон Сик. Также в мятеже подозревается президент Южной Кореи Юн Сок Ёль, его арест считается возможным.


Основная оппозиционная партия готовит новое ходатайство об импичменте президенту, голосование по которому запланировано на 14 декабря.


12 декабря Юн Сок Ёль отверг обвинения в мятеже и заявил, что будет бороться до конца, будь то импичмент или расследование.


О том, что привело к подобной ситуации, о возможном развитии событий и влиянии политических проблем Южной Кореи на Казахстан корреспонденту Taspanews.kz рассказал доктор исторических наук, кореевед, профессор и директор института азиатских исследований Казахского национального университета им. Аль-Фараби Герман Ким


Предпосылки


Профессор напомнил выражение: «Политика есть концентрированное выражение экономики».


«Касательно политической жизни Южной Кореи, все эксперты утверждают что порой очень сложно объяснять логические события, происходящие в политической жизни Южной Кореи. Особенно это касается выборов президента, поскольку до последнего непонятно, кто им станет, и в итоге президентами становятся порой совершенно не те люди, которые не пользуются популярностью, известностью и так далее»,  – отметил ученый.

Герман Ким считает, что нынешний политический кризис Южной Кореи зрел с того момента, как президент Юн Сок Ёль занял место в Голубом дворце. Уже тогда многие эксперты говорили о том, что это неподходящая фигура, чтобы руководить такой страной.


«Потому что у него не было, скажем так, опыта государственной политической деятельности, опыта во внешней политике. Он же был прокурором, и этим все сказано. Но он был избран, и на самом деле избиратели могли бы простить ему все: и то, что он отношения между Кореями довел до плинтуса, и то, что полностью придерживался проамериканской внешней политике, и то, что он поддержал все санкции против России в войне с Украиной, и так далее, и так далее»,  – отметил доктор наук.

Профессор Ким считает, что Юн Сок Ёлю простили бы все, «лишь бы жить не хуже». Если бы была минимальная инфляция, если бы заработная плата выросла бы на 20−30%, если бы полки в магазинах были наполнены. Но на деле, всего этого не произошло, а жить стало труднее, сложнее. В итоге поводом предшествовавшему объявлению импичмента 3 декабря явилось то, что оппозиционная партия не утвердила бюджет на Новый год, где предусматривались сокращения на военные нужды для того, чтобы «закрыть дыры в социалке» и так далее. 


Военное положение


Юн Сок Ёль 3 декабря сказал, что есть угроза со стороны Северной Кореи – речь шла о некой агрессии. Но Северная Корея постоянно демонстрирует свои ракетно-ядерные  силы, проводит различные испытания, и так далее. 


«Собственно, причиной, по которой президент Южной Кореи может ввести чрезвычайное военное положение, должна быть непосредственная угроза национальной безопасности страны в виде, скажем, агрессии с внешней стороны, если не начало военных действий»,  – пояснил доктор наук.

Также, по словам эксперта, Юн Сок Ёль привязал к этому заявлению то, что действия оппозиционной партии «вносят хаос».


«Он их обвинил в про-северокорейских настроениях, имея в виду, что сокращение военных расходов угрожает непосредственно национальной безопасности именно в текущий момент. И это послужило официальной причиной введения военного положения»,  – рассказал Герман Ким. 

Через 6 часов армия была приведена в готовность, элитные военные подразделения были введены в город, и полиция была передана под ведомство армии. Армейские части заняли подступ к парламенту и решили не пропускать никого в здание парламента.


При чрезвычайном военном положении вводится комендантский час, цензура, запрещена любая политическая деятельность, запрещены все собрания людей, демонстрации и так далее.


«Но через 6 часов после объявления чрезвычайного военного положения депутаты оппозиционной демократической партии „Тобуро“, используя все виды современной связи (интернет и сотовая связь), призвали народ противодействовать этому антиконституционному решению президента»,  – отметил кореевед.

Вначале собрались горожане, а после и депутаты, и все же прошли в здание парламента, поскольку воинским частям не было даже дано четкого приказа, например, стрелять на поражение или применять силу, чтобы не допустить проникновения в здание парламента.


В итоге депутаты проголосовали за отмену чрезвычайного военного положения.


«Причем всего депутатов 300, из них 170 – это оппозиционная партия, 108 – это правящая партия и, получается, 190 проголосовали за отмену чрезвычайного военного положения. Таким образом, парламент здесь сыграл очень важную роль, как баланс президентской власти и исполнительной власти в лице президента и правительства Кореи»,  – подчеркнул доктор наук.

О роли парламента


Герман Ким рассказал, что парламент в Корее имеет право оспаривать решение президента о введении чрезвычайного военного положения, если считает, что причин введения не было. И на самом деле, естественно, явных причин национальной угрозе страны не существовало. 


«В Южной Корее действуют все ветви власти. Это законодательная, исполнительная и судебная. Президент – это фигура исполнительной власти, представляющая страну на внешней арене, хотя у него есть некоторые высокие полномочия, в данном случае, например, полномочия введения чрезвычайного положения, объявления войны, помилования и так далее. Но все знают также, что в Южной Корее активна и так называемая четвертая власть: средства массовой информации, общественное мнение – эти институты имеют огромное влияние. Все это, в общем-то, проявляется в повседневной политической жизни»,  — отметил кореевед. 

Эксперт считает, что по формальным показателям Корея очень близка к тому, что называется западной демократией: есть все ветви власти, и все они относительно автономны. 


«В Корее действительно есть гражданское общество, поэтому можно сказать, что Южная Корея – это демократическое государство»,  – подчеркнул Герман Ким.

О несостоявшемся импичменте


Эксперт заметил, что в Южной Корее об импичменте президента говорили и прежде, предпринимались усилия активистов, оппозиционной партии, но все заканчивалось еще до того, как доходило до парламента. 


«В этот раз казалось, что по серьезности нарушения Конституции есть действительное основание ему вменить это антиконституционное действие, которое нанесло вред, угрозу и принесло нарушение общественной стабильности страны, была причина вкатить импичмент. Что и было принято решением о голосовании в парламенте. Но что произошло, мы уже знаем»,  – напомнил политолог.

Импичмент не прошел, потому как для того, чтобы было принято решение, нужно не менее 2/3 голосов – то есть, значительная часть депутатов правящей партии должны были проголосовать за импичмент.


«Но депутаты правящей партии, за исключением трех человек, не явились на заседание парламента, пробойкотировав вообще этот вопрос, таким образом  необходимого перевеса голосов  не набралось и импичмент не прошел. Есть разные мнения экспертов по поводу того, почему это произошло, почему депутаты не пришли, почему не проголосовали»,  – рассказал доктор наук.

Среди мнений есть подозрения, что будучи генеральным прокурором с большим стажем, Юн Сок Ёль собрал портфель  компромата на политических деятелей страны, в том числе и на депутатов парламента, и на своих однопартийцев.


«Поэтому, если бы голосование состоялось поименное и зафиксированное, то тогда он мог бы слить эти компрометирующие материалы. Как говорится, у всех рыльце в пушку. И депутаты просто-напросто либо побоялись, либо все-таки проявили партийную солидарность. Это как палка о двух концах. Но я не могу ручаться за верность таких предположений»,  – отметил Герман Ким.

Дальнейшее развитие ситуации


Политолог считает – пока судить, что будет в ближайшее время, очень сложно, потому что сейчас ситуация накалилась до предела.


«Есть те, кто хотел бы, чтобы был импичмент – прежде всего, оппозиционная партия „Тобуро“, поскольку тогда смена власти произойдет гораздо быстрее. Но дело в том, что сейчас в силу вступают не только эти две политические партии, правящая и оппозиционная, не только парламент, который тоже разделен на два крыла, не только есть некое противоборство между парламентом и президентом, но также общественное мнение и средства массовой информации видят свой путь решения вопроса. Вмешательство в политическую жизнь проявляют судебные органы, прокуратура, армия, полиция и секретные службы.  Получается чрезвычайно густой замес, но я не исключаю того, что импичмент вторичный все-таки состоится, исходя из того, что рейтинг Юн Сок Ёля стабильно  на нижайшем уровне и  составляет около 16-17 процентов»,  – поделился доктор наук.

Также Герман Ким считает важным, что Юн Сок Ёль двигался во внешней политике «в русле Байдена», и Южная Корея была объявлена Россией недружественной  страной.


«Соответственно, это как-то и на нас, на Казахстане, сказывалось, все эти санкции антироссийские»,  – подчеркнул доктор наук.

Герман Ким пояснил – Корее и корейцам, чтобы жить лучше, надо экспортировать и импортировать многое, импортировать нужно дешевле, экспортировать – дороже. 


«Все это все равно завязано и с Россией, и с Центральной Азией и прочее, а смена администрации в Америке и внешняя политика Трампа отличается от политики Байдена. Поэтому Юн Сок Ёль не вписывается в русло больших перемен на внешнеполитической арене, ему либо  нужно переобуваться и разворачиваться, двигаться в другую сторону, либо освобождать место в Голубом дворце. Впрочем, Юн Сок Ёль и его администрация уже после того, как Трамп победил, но еще не занял Белый дом, пошли на попятную»,  – рассказал политолог.

Южная Корея официально отказалась поставлять оружие Украине, и доктор наук считает, что этим все сказано. Южнокорейский крупный капитал, то есть транснациональные компании, которые вынуждены были уйти из российского рынка, конечно, хотят назад: хотят и дешевые рабочие руки, и дешевое сырье, и огромный рынок сбыта. 


«Поэтому, видимо, многое зависит от того, как пойдут отношения между Соединенными Штатами и Россией в связи с войной в Украине»,  – заметил доктор наук. 

Кореевед считает – естественно, влияет и то, что будет в отношениях между Европейским Союзом и Россией. Влияет на общую картину и сближение России и Китая, Северной Кореи то, что большую силу набрал БРИКС, изменения происходят с долларом. 


«Коррективы уже происходят и во внешней политике, причем не только военно-политические изменения, а в первую очередь, конечно, экономические, торговые. Для Кореи это очень важно, потому что это страна, живущая слоганом: „экспортировать или погибнуть“»,  – подытожил Герман Ким.