«Мина замедленного действия»: эксперт о поляризации турецкого общества

«Мина замедленного действия»: эксперт о поляризации турецкого общества фото на taspanews.kz от 28 марта 2025 08:37
Фото: pixabay

В Турции продолжается волна протестов, вызванная арестом лидера оппозиции, мэра Стамбула Экрема Имамоглу, выдвинутого кандидатом в президенты на выборах 2028 года. Доктор исторических наук, директор Института геополитических исследований и профессор Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак» Асылбек Избаиров рассказал Taspanews.kz, чем опасна поляризация общества, что необходимо сильному государству и каких изменений в политических линиях требует контекст политики мировой.


В последние дни мы наблюдаем, как резко обострилась внутриполитическая ситуация в Турции, что отражает высокий уровень поляризации турецкого общества. Тысячи людей ежедневно выходят на митинги в поддержку мэра Стамбула Экрема Имамоглу, задержанного, а затем и арестованного накануне выдвижения его в качестве кандидата на президентских выборах в 2028 году. Казалось бы, до выборов еще три года, отчего такие страсти? Все это следствие растущей поляризации взглядов среди граждан Турции. Часть общества высоко ценит политические усилия Эрдогана, который твердой рукой утверждает страну региональной державой. Другая – видит, что это дается стран очень высокой ценой, прежде всего, для экономики, вызывая рост инфляции, цен и иные издержки. Эта часть населения сейчас и протестует.


В каком-то смысле сейчас идет конфликт не только между двумя идеологическими концептами в Турции – неоосманизмом и кемализмом, но также и между внешней политикой и холодильником. Если судить по результатам внешнеполитической линии Эрдогана, то он успешно вывел Турцию из разряда второстепенных стран в ранг региональной державы, занимающей ключевую роль на Ближнем востоке, Кавказе, Черноморье, отчасти и даже у нас в Центральной Азии. И это дорогого стоит – в текущем геополитическом окружении и на стыке эпох, когда США бросают идею демократии и либерализма для всех, Эрдоган закрепил Турцию в списке крупных мировых игроков в ключевом регионе мира.


Проблема тут в том, что это еще и стоит реально дорого – успешная внешняя политика и решение ряда застарелых кризисов обходится очень дорого экономике и, главное, негативно сказывается на уровне жизни простых граждан. Они видят, как растут цены, а зарплаты не успевают за ними, и это не может их радовать. Понятно, что со временем статус одной из сильнейших стран мира будет конвертироваться для Турции доходами и в экономическом выражении, но многие турки хотят хорошо жить здесь и сейчас, отчего они и выходят на улицы, протестуя против политики Эрдогана.


Сложно давать прогнозы – чем может обернуться эта волна протестов. С одной стороны, Эрдоган буквально недавно сумел обеспечить решение сразу ряда сложнейших, узловых и где-то даже исторических проблем, бывших вызовом для турецкого общества и его безопасности годами и десятилетиями. После прихода к власти в Сирии протурецки настроенных суннитов, из страны выехали миллионы беженцев, пребывание которых годами служило триггером недовольства населения. Кроме того, Анкара, наконец, додавила Оджалана и он призвал террористическое подполье – Курдскую рабочую партию (по-турецки – ПКК) – сложить оружие. В ответ Эрдоган готов объявить Новруз, который в Турции ассоциируется с курдской общиной, государственным праздником – в знак сближения и признания властями страны прав своих курдских сограждан. Кроме того, на мир с новым официальным Дамаском согласились и союзники ПКК в Сирии – СДС. Это разом решает многочисленные вопросы с безопасностью и интеграцией курдов в Турции.


С другой стороны, цены на продукты, услуги, недвижимость и все остальное, что делало страну столь привлекательной для туристов, растут уже несколько лет подряд. Вместе с ними затягивать пояса приходится и простым гражданам страны, особенно в городах, где у населения нет подспорья в виде огородов и садов. Конечно, есть среди протестующих и идеологические противники происламской линии Эрдогана, но радикальные антиклерикалы, которые считают, что власти страны реисламизируют общество, все-таки составляют меньшинство среди протестующих.


Сейчас это – конфликт не только проэрдогановской глубинки и оппозиционных городов, не только Анатолии и Эгеи, но также разных возрастных групп. Молодое поколение настроено во многом прогедонистично, оно ищет смыслы в удовлетворении желаний. Средние и старшее поколения более ориентированы на примат интересов государства и роста его влияния в мире и среди соседей.


Сегодня на примере Турции мы видим, как опасна может быть поляризация общества, которая может стать миной замедленного действия под будущим страны, и очень трудно предугадать когда она может сдетонировать. То есть противопоставление внутри общества различных групп – светских, религиозных, неоязыческих – потенциально очень опасно. Для сильного государства требуется идеология внутреннего компромисса, на базе которого происходил бы синтез различных направлений идентичности – национального, религиозного, прогрессивного, консервативного, либерального и других начал.


Впрочем, даже сейчас вероятность удержания Эрдоганом власти очень велика. Он пережил и куда более опасные ситуации, вроде попытки военного переворота. Конечно, сам он уже не может по Конституции баллотироваться в 2028 году, и отсутствие преемника – одна из его крупных проблем, однако, крайне важно понимать и те процессы, которых происходят в мире. Речь идет о том, что президент США Дональд Трамп кардинально изменил курс Америки – из мирового полицейского она превращается в эгоистического хищника, который берет только то, что ему нужно и не терпит отказов. В этих условиях крайне важно переформатировать свои политические линии и всем остальным странам, и в этом смысле доктрина неоосманизма выглядит куда перспективнее апелляций к Европе и Западу, лежащих в основе кемализма.


Следите за новостями Taspanews