Трамп 2.0: о перспективах амбиций избранного президента США рассказал эксперт

Фото: snl

В полдень 20 января (22:00 по времени Астаны) в Вашингтоне состоится вторая инаугурация Дональда Трампа, избранного 47 президента США. Об обещаниях и планах Трампа по присоединению к территории Америки Канады и Гренландии, о Панамском канале и разнице между высказываниями в соцсетях и подписанием документов в Овальном кабинете корреспонденту Taspanews.kz рассказал Герман Ким, доктор исторических наук, профессор и директор института азиатских исследований Казахского национального университета имени Аль-Фараби.


Great again


Всю мировую общественность: от простых обывателей до политиков, олигархов, ученых, международных политиков, охватил ажиотажный интерес к высказываниям Трампа по поводу Гренландии и Канады.


Герман Ким считает, что вопрос присоединений суверенных территорий иностранных стран и даже целиком всего государства следует рассматривать как единое целое. Он связан и с тем, что все без исключения американские президенты, как, впрочем, главы всех государств, должны думать и проводить всю внутреннюю и внешнюю политику на обеспечение территориальной целостности, суверенитета и укрепления мощи страны: экономической, военной, политической, интеллектуальной, технологической, и какой угодно еще.


По словам профессора, все президенты США ратовали за то, чтобы Америка была превыше всего, и за то, что Америка должна быть и оставаться сверхдержавой, способной контролировать геополитические и геоэкономические вопросы. 


«Мы знаем, что в предвыборной кампании Трампа был лозунг „Make America great again“, то есть „Сделаем Америку опять сильной и великой“. Трамп считает, что его предшественник значительно ослабил Америку, что его президентство было слабым, и его администрация, демократы, „довели Америку чуть не до ручки“. И теперь нужно восстанавливать „былую мощь Америки“»,  – отметил профессор Ким.

Он считает, что причина взрывного ажиотажного интереса людей связана с тем, что Трамп вот-вот вновь  займет Овальный кабинет, и тогда все будут размышлять и ломать голову уже не над его короткими высказываниями в соцсети X или в Instagram, а будут оценивать те документы, которые он будет подписывать на самом деле. 


«Это уже действия, а не слова. А слов было довольно много сказано при предвыборной кампании. Все прекрасно помнят  – Трамп сказал, что положит конец войне за один день, за сутки, усадит за один стол Путина и Зеленского. Все понимали, что это просто слова, не подкрепленные ничем. А вот сейчас пришло время реальных действий. Непредсказуемые слова это одно, а непредсказуемые действия это другое – это разного веса категории»,  – пояснил профессор Ким.

Он считает, что три притязания, высказанные Трампом вербально: Панамский канал сначала, а затем Гренландия и Канада, вызваны одним стремлением, одним желанием Трампа – сделать Америку сильной. Но сильной против кого? 


«Главные угрозы, которые видит Трамп, да и не только Трамп, но и все трезвомыслящие политики и аналитики, это, естественно, Китай, как мощнейшая экономическая держава, и Россия, как мощнейшая ядерная держава. Тем более, что в последние годы в связи с войной в Украине, между Россией и коллективным западом, произошло сближение Китая и России, отчасти и Индии, и Северной Кореи. Для меня, как корееведа, сближение Пхеньяна и Москвы было ожидаемо, но не в таких масштабах. Мы все знаем, что в свое время именно Путин простил 10 миллиардов долларов долга Северной Корее. Теперь этот долг возвращается северокорейскими снарядами, ракетами и солдатами»,  – считает доктор наук.

Расширение территорий


В случае с желанием Дональда Трампа присоединить к территории США Гренландию и Канаду, считает профессор, прежде всего речь идет о расширении территорий.


«Гренландия размером чуть-чуть меньше Казахстана – это огромная территория, самый крупный остров в мире. Канада тоже очень большая страна, но, скажем так, внизу там есть и гораздо более вкусный кусок – это Мексика. Но почему речи не идет о Мексике? Почему Трамп, наоборот, поставил там высоченный, дорогущий забор? Хотя Мексика могла стать 51-м штатом США, и это было более реально, поскольку и определенная часть мексиканцев этого бы желала. Они желали бы жить так, как в Америке. Но нет, это Гренландия, это Канада. Почему именно там? Ведь это же практически крайний север. Да, территорию мы не упускаем из виду, но мы не упускаем из виду и, конечно, огромные запасы полезных ископаемых в Гренландии, которые по оценкам просто феноменальны. К примеру, из тех ископаемых, что сейчас востребованы в электронике, из 50 элементов там находится 43, и четверть запасов приходится именно на Гренландию»,  – рассказал профессор Ким. 

По его словам, хоть и считается, что Гренландия вся покрыта льдом и снегом, на самом деле глобальное потепление ведет к тому, что территория, именно земельная поверхность Гренландии будет расти с каждым годом. Поэтому учитывать нужно и сушу, уже имеющуюся и открывающуюся, и прибрежный шельф, где может быть много запасов полезных ископаемых, минеральных, в том числе. В этом смысле Гренландия – это огромный непотопляемый авианосец, начиненный всем необходимым, а при этом население составляет всего 56 тысяч человек, это местные северные племена.


«В истории Гренландии было разное: они входили в датскую колонию, сейчас существуют как автономное образование, тем не менее под юрисдикцией Дании, хотя географически она больше примыкает к Северной Америке. И Канада, и Гренландия относятся сейчас к сфере интересов Соединенных Штатов Америки, потому что рядом Антарктика. А там серьезные позиции занимает российский атомный флот, который уже проводил суда, контейнеровозы, даже из Южной Кореи до Германии и Англии, при этом сократив сроки перевозки этих грузов на 20 дней и больше»,  – пояснил доктор наук. 

Герман Ким полагает, что и Панамский канал может сократить время перевозок, а также расходы. 


«Всем известно, что проводка одного большого судна через Панамский канал стоит США 300 тысяч долларов – это огромные деньги, особенно если учитывать, что 70 процентов всех грузов, которые проходят через Панамский канал, относятся к Америке. Итак, Америка видит явную угрозу экспансии со стороны России и Китая. Более того, если с той стороны, огибая северную часть, можно приблизиться к восточному, и к западному побережью Соединенных Штатов, значит там могут проходить и атомные подводные лодки – это значительная угроза Соединенным Штатам Америки»,  – считает профессор.

Но насколько реальны эти планы по присоединению?


«Трамп понимает, что с Гренландией можно договориться. И вроде есть возможности договариваться с ней, учитывая что у них все-таки есть определенные права и автономии. Мы знаем такие случаи  – тот же Крым: был референдум, так что это не был в прямом смысле военный захват или насильственное отражение. Формально это было выставлено волеизъявлением населения. Можно такой же ход конем, скажем, сделать в Гренландии. При этом можно посулить Дании какие-то денежные компенсации. Хотя, конечно, Дания скажет, что торг здесь неуместен, денег мы не возьмем, но так или иначе договориться можно, когда будет стоять вопрос о безопасности»,   – считает Ким.

По мнению профессора, в связи с войной в Украине все страны, в том числе и скандинавские, соблюдавшие нейтралитет, сдвинулись в сторону НАТО, вошли в НАТО из-за угроз со стороны России.


Вопрос же насчет присоединения Канады намного сложнее, потому что Канада – это полноценное, суверенное и состоявшееся государство с историей, с политической и экономической системами, со своим населением. 


«Да, конечно, в Канаде есть ряд проблем: в том числе и демографическая, и языковая, это деление на франкозонную и англосаксонскую зону, желание франкофонов отделиться, были такие тренды в прошлом. Экономика Канады сейчас не в самом лучшем положении. Может быть, какие-то будут другие формы сближения – не присоединения, а сближения»,  – предположил Ким.

Профессор считает, что, скорее всего, сближение произойдет в рамках укрепления всех связей: военно-политических и экономических. 


«И в первом и во втором случае Трамп ведь не говорит о насильственном захвате, он говорит о том, что нужно договариваться, возможно, даже о том, что это будет в той или иной форме покупка. А в противном случае, то есть если будет резкий отказ, то Трамп говорит о том, что будут введены полномасштабные таможенные барьеры. То есть, с этим тоже будут считаться и правительство Канады, и правительство Дании, и местное правительство автономной Гренландии»,  – уверен доктор наук.

Реальные перспективы


Профессор отметил, что пока не видит на сегодняшний день реальных перспектив по присоединению Гренландии и Канады.


«Трамп – не вечный президент. Когда он поселится в главном кабинете, на него свалятся куча других проблем. И его непредсказуемость в словах и в действиях может привести к тому, что он– напомнил доктор наук.   точно так же и откажется от своих слов, как произошло в случае с окончанием войны в Украине. Теперь по его словам, срок „одного дня“ может вырасти до 6 месяцев», 

Профессор считает, что точно так же слова Дональда Трампа о том, что Гренландия и Канада или Панамский канал попадут под американский контроль, могут стать реальностью в какой-то необозримой перспективе, но к тому времени Трамп покинет Белый дом.


«Конечно, ему хочется войти в мировую историю величайшим президентом Соединенных Штатов Америки, который превосходит того же Трумэна, или Джона Кеннеди, кого угодно. Безусловно, он хочет стать первым во всем, в своих достижениях, сделать Америку снова великой, но в реальности очень часто от желания до его осуществления лежит дистанция огромного размера»,  – резюмировал профессор.