Айтпаева Айгерим о возможных альтернативах НДС
На аналитическом новостном портале Taspanews.kz подходит к завершению работа дискуссионной площадки по теме повышения ставки НДС. Сегодня мы публикуем комментарий Айтпаевой Айгерим, профессора практики в университете AlmaU, магистра финансов в University of Glasgow
В первую очередь экономист привела три основных негативных последствия, которые может повлечь за собой повышение ставки НДС.
«Рост нагрузки на малый бизнес: небольшие предприятия лишаются конкурентного преимущества и могут столкнуться с избыточными административными барьерами.Инфляционное давление: повышение ставки НДС нередко приводит к росту цен на конечные товары и услуги.Опасность ухода в «тень»: компании (особенно в сфере услуг или интернет-торговли), не желая нести дополнительную нагрузку, могут частично скрывать обороты»,
Поэтому, как считает эксперт, нужно рассмотреть
альтернативные фискальные инструменты или же комплекс мер, которые позволили бы
достичь схожих бюджетных целей без чрезмерной нагрузки на бизнес и конечного
потребителя.
В качестве альтернативы номер один, экономист предложила расширение налоговой базы
и сокращение льгот.
«Следует пересмотреть различные освобождения, льготы и исключения из-под налогообложения (в том числе по НДС), тем самым увеличив налогооблагаемую базу, а не ставку. В дополнение можно провести инвентаризацию действующих налоговых преференций в секторе сельского хозяйства, строительства, инвестиций; а также и в других специальных режимах.»,
Преимуществами этого механизма являются справедливое распределение налоговой нагрузки и уменьшение давления на ставку НДС (увеличится объем поступлений, но за счет других налогов).
«К слову, Великобритания и Германия периодически пересматривают перечень товаров и услуг, освобождённых от НДС или облагаемых по льготной ставке, и переводят часть из них под стандартное налогооблажение, если приходят к выводу, что эти льготы утратили актуальность или приводят к злоупотреблению. Таким образом, государство стремиться сбалансировать фискальные цели и социальную политику.»,
Альтернатива номер два, предложенная экспертом - введение дифференциации (или прогрессивности) по секторам и товарам.
«Можно ввести более гибкую структуру ставок (аналогично тому, как в некоторых странах есть стандартная ставка и пониженная для социально-значимых товаров и услуг). За счет этого появится возможность временно вводить дополнительные ставки для отдельных секторов, получающих сверхприбыль, или же сниженные – для социально важных категорий.»,
Благодаря такой альтернативе, снизилась бы нагрузка на потребительский сектор, сократился бы разрыв между социальными группами.
«В целом, это более точечный подход, который смог бы учитывать приоритеты социально-экономического развития Казахстана»,
«К примеру, во Франции практикуются несколько ставок НДС (обычно 3–4 уровня), адаптируя налоговое бремя под различные категории товаров и услуг. Стандартная ставка НДС – 20%, но существуют пониженные ставки для определенных категорий товаров и услуг. К большинству продуктов питания применяется ставка 5,5% или 10%. Также, повышенные ставки на табак и алкоголь, которые могут достигать до 33,3%.»,