«Чтобы выйти из „пьяной“ экономики, нужны трезвые решения» – эксперт
2024 год носил черты так называемой «пьяной экономики». Определение ввел экономист Дин Бейкер, описывая кризисы. В Казахстане наблюдался дефицит бюджета, высокие девальвационные ожидания. Корреспонденты Taspanews.kz поговорили с экономистом, финансовым советником R-Finance Арманом Байгановым о ситуации в стране и необходимых трезвых решениях.
Термин «пьяная экономика» был предложен основателем Центра экономических и политических исследований (CEPR) Дином Бейкером, который одним из первых предсказал кризис 2008 года. Согласно его мнению, экономические кризисы похожи на опьянение. Экономику начинает штормить, ее основные показатели начинают падать, при этом ускоряется инфляция. После этих явлений наступает период «похмелья». Для него характерны все вытекающие последствия сокращения экономики: закрываются компании, увеличивается количество безработных, сокращаются социальные выплаты. Бейкер даже разработал метод расчета степени опьянения экономик. Для этого он использовал размер потенциального ВВП, который предполагает совокупный объем экономики с учетом всех возможных ресурсов при их максимальном использовании. Вместе с экономистом Арманом Байгановым, корреспонденты Taspanews.kz попытались понять, степень «опьянения» казахстанской экономики в 2024 году.
ВВП: прогнозы и реальность
Прогнозы по росту ВВП в 2024 году пересматривались не раз и принципиально отличались. От самых пессимистичных – в 3,1% от Международного валютного фонда, что было связано с задержками по расширению месторождения Тенгиз и прогнозами по стагнации нефтедобычи в стране. До весьма радужных – в 5,3%, согласно прогнозу социально-экономического развития Казахстана, и даже в 6% (в июньской версии прогноза). Что же получилось в итоге?
«По данным за 11 месяцев 2024 года рост ВВП составил 4,4%. Не дотянули. При этом самыми близкими к этим итогам оказались прогнозы ООН по росту ВВП в Казахстане в размере 4,8%. Но наблюдаются признаки диверсификации экономики. Хотя рост ВВП традиционно был обеспечен в основном поступлениями от нефтяного сектора. Драйверами роста также стали: торговля (8,2%), сельское хозяйство (рост ВВП на 13,4%, это лучший показатель за последние 10 лет) и строительство (10.3%)»,
Бюджетный кризис
Одним из ключевых вопросов 2024 года стал дефицит бюджета. По данным статистики Минфина РК, за 11 месяцев 2024 года было собрано всего 10,8 трлн тенге, что почти на четверть меньше прогнозов. Латать «дыры» пришлось за счет Нацфонда, откуда было изъято 5,29 трлн тенге (по данным на 1 декабря), это на 48% больше, чем планировалось.
На фоне бюджетного кризиса обострилась полемика, как избежать усугубления ситуации. Продолжается работа над налоговым кодексом, эксперты предлагали самые разные варианты для сокращения дефицита бюджета.
«Перед обществом и экономикой стоят очень серьезные вызовы. Один из моментов, это доходная часть бюджета, которая резко снизилась, а расходы растут. В первую очередь для решения вопроса по доходной части бюджета необходимо ускорить цифровизацию в Казахстане, и добиваться снижения наличного денежного оборота, это позволит сократить теневую экономику страны. Важным моментом является постепенное внедрение цифрового тенге. Необходимо разобраться с фискальной политикой, там много острых вопросов. Идет работа над Налоговым кодексом. Также необходимо пересмотреть расходы бюджета. Это, конечно, болезненная тема, но необходимая. Сокращать надо там, где нет реального сектора экономики, где не производится продукт. У нас есть такие сектора, где большие деньги расходуются на администрирование. Цифровизация и роботизация позволят сократить расходы силового блока, министерства обороны, а также правоохранительных органов. Это же должно коснуться акиматов и госаппарата в целом. Внедрение технологий позволит секвестировать расходы во всех сферах. При этом считаю, что нельзя сокращать финансирование в реальном секторе экономики, в агропромышленном комплексе, там необходимо менять методы, делать качественный отбор тех, кто получает субсидии, это должны быть технологичные компании»,
Импорт инфляции из РФ
Ситуация 2024 года осложнялась инфляционными процессами. По данным Нацбанка, инфляция в 2024 году может составить 8-9%. Казахстанцы ощутили на собственных карманах, как резко выросли цены на все категории товаров. При этом самым болезненным оказался скачок тарифов на коммунальные услуги, который спровоцировал рост цен практически по всей цепочке товаров и услуг. На инфляционные процессы оказывали влияние как внутренние, так и внешние факторы.
«Добавляет остроты геополитическая ситуация, наша экономика испытывает влияние со стороны РФ, где растет базовая ставка, разгоняется инфляция. Там тоже наблюдаются признаки "пьяной экономики". И эта инфляция импортируется к нам в Казахстан. Противостоять этому сложно. Для этого необходимо наращивать внутреннее производство, страна остается до сих пор импортозависимой по целому ряду товаров»,
Квазисектор не должен быть балластом
По мнению эксперта, для того, чтобы оптимизировать экономику, необходимо усилить темпы сокращения государственного присутствия в тех сферах, которыми более эффективно может управлять бизнес.
«Нам необходимо сокращать количество госкомпаний и квазигосударственный сектор. Об этом говорится давно, но процесс идет очень медленно. Государство не всегда хороший управленец, как показывает практика. Необходимо проводить IPO, либо искать инвесторов. Частник работает более гибко, он всегда ищет пути, как выйти на прибыль, потому что ему не "спишут" долги. В результате такого разгосударствления в плюсе будет бюджет страны. Прибыльные компании будут платить больше налогов»,
В целом, по мнению Армана Байганова, несмотря на некоторые признаки «пьяной» экономики в Казахстане, при принятии трезвых решений можно избежать негативный эффект, так называемое «похмелье», о котором говорил Дин Бейкер, когда на дворе бушевал кризис 2008 года.