Экономика казахского тоя: золото, закредитованность и бум ресторанного бизнеса

Фото: pixabay

⁠Ментальность народа оказывает прямое влияние на экономику. В Казахстане, например, можно рассмотреть ее особенности через призму традиционного тоя, рассказал в интервью Taspanews.kz доктор экономических наук, профессор КазНУ Магбат Спанов. 


К традиционным тоям можно относится по-разному: ругать за чрезмерность трат, попытку «казаться, а не быть», которая оборачивается кредитным бременем, но очевидно одно - такие праздники имеют прямое влияние на экономику страны. Массовость их и масштабность делает свой вклад в ВВП Казахстана, шутит эксперт. Жаль, что пока методологически он еще не рассчитывается. Однако мы попытались это сделать.  


Покупка золота в слитках бьет рекорды


⁠Спрос на золото в слитках демонстрирует стремительный рост. Согласно данным Нацбанка РК, в третьем квартале 2024 года было продано 14 тыс. слитков, совокупный вес которых составил 475.5 кг, рост год к году на 65%. При этом, как показывает статистика, продано больше всего именно 10-граммовых слитков, которые часто идут на свадебные подарки, и в так называемые «коржыны». Стоимость такого слитка – 424 500 тенге. Пятиграммовые слитки (212 250 тенге) дарят на юбилеи, рождение детей, тусау кесу.   


Среди лидеров по покупке слиткового золота – Алматы, Шымкент и Астана.


«Сегодня люди, отправляясь на той, часто покупают золото - это хорошая инвестиция и такой подарок имеет потенциал роста в будущем. При этом хочется отметить, что в золотых изделиях на самом деле инвестиционной привлекательности почти нет, многие заблуждаются, поэтому, если вы хотите подарить именно перспективный актив, то обратите внимание на слитки. Сережки, цепочки – это в первую очередь, украшение, и некий показатель состоятельности семьи» , – говорит Магбат Спанов.

Рост финансовой грамотности отчасти повлиял на то, что среди подарков традиционных тоев все больше встречается именно слитковое золото. Большую роль также сыграло упрощение в покупке, теперь слитки можно приобрести даже в обменных пунктах. А также на спрос влияет высокая ликвидность, поскольку продажа слитка не составляет труда. На фоне роста котировок тройской унции популярность таких подарков возрастает. Тем более, что экономисты дают прогнозы и на дальнейший рост стоимости драгметалла. 


Кредиты на той 


Высокая закредитованность населения также может быть рассмотрена через призму традиционного тоя. Сегодня она составляет более 18 трлн тенге, увеличившись за последние три года более чем в 3,5 раза. Не секрет, что для проведения праздников наши люди часто обращаются в банки. Кредиты берут на подарки (потребительское кредитование), а также непосредственно на проведение самих мероприятий. В истории развития кредитования Казахстана был реальный случай, когда несколько лет назад один крупный банк предложил новый продукт – "Кредит на той", с займом до 6 млн тенге. Однако после бурного обсуждения в обществе, рекламную стратегию поменяли. И хотя сейчас в линейке продуктов от отечественных кредиторов не встретишь прямого указания на той, все знают, что больше половины свадеб в стране не обходятся без кредитов в том или ином объеме. 


«Кредиты на той часто вызывают критику, но людей можно понять. Не каждый день бывает свадьба сына или дочери, рождение внуков. Это особенные моменты и родителям хочется показать, что они состоялись, и могут позволить себе оплатить хороший праздник. Главное, чтобы это было соразмерно возможностям в будущем расплатиться с долгами». , – считает Магбат Спанов.

На казахских тоях часто делают подарки деньгами (особенно в южных регионах), и «финансисты домашнего разлива» заранее просчитывают, какую часть долга они смогут погасить сразу после тоя. Поэтому при оформлении займа важно учитывать, допускает ли банк возможность досрочного погашения без штрафов.  


Праздник для многих отраслей экономики


⁠Той – это настоящий праздник для целого ряда предпринимателей. Мы попытались охватить лишь некоторые сопричастные сферы бизнеса. 


Первыми в списке оказались банкетные залы. В 2023 году было зарегистрировано 2303 ресторана (в 2022 году – 2106). Тойхана-бизнес показывает неуклонный рост из года в год. Самое большое количество ресторанов работают в Астане (400), на втором месте идет Алматы (351), следом – Туркестанская область (213). Отрасль оценивается в 1,1 трлн тенге.


«Ресторанный бизнес у нас почти всегда процветает, лишь в период пандемии был спад. Люди проводят не только тои, но и асы. Спрос на банкетные залы всегда большой, сложно найти место без предварительной записи. В целом тои оказывают влияние на самые разные отрасли. Шоу-бизнес живет за счет проведения таких мероприятий, в нем заняты тысячи людей. Тои оказывают влияние и на сельское хозяйство, которое поставляет продукты питания к достарханам. Торговцы имеют доходы от продажи многочисленных подарков. Цветочные киоски получают свою часть прибыли. Магазины одежды наряжают гостей, таксисы – развозят, салоны красоты тоже имеют постоянные чеки от тоев, перечислять можно долго. В целом, тои заставляют интенсивнее работать экономику. И это очевидный факт» , – говорит Магбат Спанов.