Экономика в стиле ню: о проблемах легкой промышленности Казахстана рассказала эксперт

Почему нас одевают соседние страны, как поднять с колен легкую промышленность страны и защитить собственный рынок? Об этом корреспонденты Taspanews.kz поговорили с главой Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Салтанат Абдикаримовой.
Если посмотреть, во что одет рядовой казахстанец, становится очевидно, что в нашей легкой промышленности большие проблемы. Уже много лет нас одевают турецкие, российские, кыргызские предприятия. Имея огромный потенциал, казахстанская легкая промышленность могла стать драйвером экономики, делать большой вклад в ВВП, обеспечивать высокую занятость населения, но что-то пошло не так. Мы оказались в плотном кольце стран, которые в короткий срок нарастили свое производство одежды и текстиля и начали агрессивную товарную экспансию на соседний рынок, то есть к нам в Казахстан. Отечественные производители уже много лет сражаются за казахстанского потребителя, просят поддержки, но законы рынка их не щадят. Что происходит в отрасли, рассказала Салтанат Абдикаримова.
«Во многих категориях товаров до сих пор превалирует импорт. Отечественные производители обеспечивают внутренний рынок лишь на 5−8%. Фактически все у нас импортное. Интересно, что по данным статистики вроде бы объемы у нас не падают, но это происходит в основном за счет роста цен. На самом деле количество предприятий легкой промышленности уменьшается. Поэтому говорить о каких-то рывках в легкой промышленности совсем не приходится. И мы сейчас находимся настолько в неравных условиях с кыргызскими и узбекскими производителями, что многие просто не могут выжить. Там совсем другие условия. Поддержка, вся система выстроена по-другому»
Интересно, что даже в тех категориях товаров, где можно обеспечить поддержку отечественным производителям в виде гарантированного объема заказов, нишу заняли импортные компании.
«Уже на протяжении нескольких лет наша ассоциация бьется за то, что хотя бы обеспечивать наш рынок школьной формы. Но до сих пор мы занимаем всего 3% от объема реализации»
Мы потеряли нашу сырьевую базу
Чтобы быть конкурентоспособным на рынке, нужна низкая цена и высокое качество. Почему у товаров отечественных предприятий дорогая себестоимость производства и как обстоят дела с сырьевой базой, рассказала эксперт.
«По поводу сырья я хочу сказать, что мы практически все покупаем из-за рубежа. Не только сырье, но и фурнитуру, нитки, замки. К сожалению, у нас острая нехватка предприятий, которые производят сырье, то есть ткани. В Казахстане всего три крупных производителя, но и они не могут дать на рынок все виды тканей, которые нужны швейным предприятиям. Поэтому говорить о том, что мы можем конкурировать по цене − невозможно. Мы завозим все сырье. При существующей экономической и фискальной системе, предприниматель всегда платит вперед, еще даже не производя товар, только получая сырье на границе, он уже изымает немалые деньги из оборота, при этом неизвестно, вернет ли он их, сможет ли продать произведенный позже товар. Именно поэтому предприятия находятся в очень сложных экономических условиях, когда постоянно забирают оборотный капитал. Наша отрасль отличается очень длинным технологическим циклом. Это минимум 6−12 месяцев. Это очень сложно. И в настоящее время текстильные компании, которые находятся, например, в Китае, в Турции, они уже не работают на склад. Они работают и изготавливают ткань по заказу, большими объемами, это влияет на себестоимость. Чем больше заказывают ткани, тем дешевле ее цена. Соответственно, получается, если у наших производителей маленькие партии, то себестоимость дороже. Но это не значит, что нашим производителям ткани нужно сдаться и уйти с рынка. Нам нужно расти, расширять рынок сбыта через торговые сети или торговые представительства. Возможно, нужно создать какую-то оптовую базу или сеть магазинов промышленных, для того чтобы они заказывали у местных производителей какие-то элементарные базовые вещи для гардероба и могли распространять это и по всей стране»
Нужен единый оператор и реформы
Сегодня предприятия легкой промышленности страны пытаются самостоятельно сражаться за рынок, который уже поделен импортными компаниями. Но в экономике Казахстана большую долю занимает государственный и квазигосударственный блок, который мог бы обеспечить заказ.
«Возможно, что нам нужен оператор, как в фармацевтической отрасли, который собирает весь заказ по стране и потом производители дают весь необходимый объем для внутреннего рынка. У нас такого оптового заказчика нет. И поэтому много предприятий легкой промышленности, они в основном все борются за государственные закупки. Или закупки квазигосударственного сектора. И вот здесь все друг другу на пятки наступают, там очень высокая конкуренция, но больше негде получать оптовые заказы в стране. Министерство промышленности постоянно занимается совершенствованием вопросов в области госзакупок, что очень чувствительно для предприятий»
Налоговое бремя тянет отрасль вниз
Уже много лет предприятия легкой промышленности говорят о высокой налоговой нагрузке, что также влияет на их конкурентоспособность с импортом.
«У нас очень высокие налоги. Нагрузка очень ощутимая и по фонду оплаты труда, и по другим видам. На протяжении года мы просим Правительство, профильное Министерство, Национальную палату предпринимателей о том, чтобы учли особенности отрасли, дали ей возможность вырасти и предоставили налоговые льготы в рамка нового Налогового кодекса хотя бы на пять лет. Такой прецедент был в 2012−2013 годах, когда на два года предприятия легкой промышленности освободили от налога, и это стало мощным толчком для развития»