Как на самом деле считают инфляцию в Казахстане, рассказал экономист

Фото: pixabay

Бюро национальной статистики сообщило, что инфляция в 2024 году в Казахстане составила 8,6%. В социальных сетях подвергли критике эти данные, считая, что цифры занижены, и не соответствуют уровню роста цен. Корреспонденты Taspanews.kz узнали, как рассчитывается уровень инфляции в стране, и почему люди ощущают ее иначе, поговорив с генеральным директором Applied Economics Research Centre (AERC) Жаныбеком Айгазиным.


Инфляция замедляется, а жизнь дорожает?


Бюро национальной статистики распространило данные по годовой инфляции, сообщив, что в 2024 году она замедлилась по сравнению с 2023 годом на 1,2%, и составила 8,6%. При этом цены на услуги и некоторые продукты показали двузначное увеличение. Рекордные показатели наблюдались в сфере услуг: выросли тарифы на холодную воду на 43,1%, на сотовую связь на 27%, на отопление – на 22,3%, горячую воду - на 19,2%, электроэнергию – на 18,4%. При этом итоговая инфляция в категории платных услуг составила 13,3%. Что вызвало недоумение у обывателей – как может в результате получится цифра меньше? Еще сложнее было понять «арифметику» статистиков по категории непродовольственных товаров, где итоговая инфляция за год составила всего 8,3%, но при этом рекордный рост показал целый ряд товаров, особенно электротехнических и оборудование. Например, ноутбуки подорожали на 67,3%, беспроводные наушники – на 55,2%, флеш-накопители USB - на 54,9%, планшеты - на 45,7%.


Дискуссии в обществе вызвали данные по фармацевтическим товарам: согласно официальной статистике, повышение произошло на 10,2%, при этом люди «ощутили» все 30%.


С продуктовой инфляцией тоже возникла неразбериха в головах у людей. Все ощутили, что семейные расходы на питание выросли в разы. Но официальная статистика, напротив, показала замедление инфляции в этой категории по сравнению с данными 2023 года, повышение составило всего 5,5%. При этом согласно официальной статистике, цены на картофель выросли на 37,7%, лук подорожал на 21,2%, томаты – на 20,3%. Но также в стране было зафиксировано снижение цен на гречневую крупу (21,4%), морковь (8,7%), в этом году подешевел сахар на 3,2%, а также небольшое снижение показал рис, а из овощей – капуста. Чтобы узнать, почему люди ощущают инфляцию по-другому нежели статистики, корреспонденты Taspanews.kz обратились к экономисту Жаныбеку Айгазину.


Про «среднюю температуру по больнице»


Наш экономист тоже наблюдал за дискуссиями в социальных сетях вокруг вышедших официальных данных статистики и говорит, что на самом деле подобное недопонимание по расчетам есть не только в нашей стране, но и в развитых экономиках. При этом Казахстан придерживается международных стандартов, используя методологию, данные не берутся «с потолка».


«Если говорить простым языком, то по большому счету, инфляция – это "средняя температура по больнице". Она измеряется, исходя из трех категорий: продовольственных товаров, это наши продукты питания, непродовольственных – это одежда, мелкая бытовая техника, обувь и прочее, и платных услуг, куда входит "коммуналка". Всего расчет ведется по 508 позициям. При этом "взвешивается" каждая из них согласно объему потребления домашними хозяйствами, выводится доля. Какие-то товары либо услуги дорожают, какие-то дешевеют, все эти данные суммируются. И выводится единый показатель как "средневзвешенное". Итоги подводят каждый месяц, а также высчитывается годовая инфляция», – говорит Жаныбек Айгазин.

У каждого «своя» инфляция


Бюро национальной статистики, как нам пояснил экономист, ведет учет данных, которые предоставляют домашние хозяйства, всего в опросах участвуют около 12 тысяч респондентов. Выборка участников обновляется согласно методологии, при этом, респондентам необходимо вести учет своих трат, фиксировать цены, за эту работу предусмотрена даже оплата.


«В основном в эту фокус-группу, на базе которой ведется расчет, попадают домашние хозяйства, у которых средний либо ниже среднего уровня потребления. Это понятно, даже если посмотреть структуру трат. У нас больше 50% расходов составляют продукты питания. Это говорит в целом об уровне жизни. В развитых экономиках затраты на продукты питания – около 15%. При этом в Казахстане у каждого гражданина будет своя индивидуальна структура трат. Но официальная статистика дает усредненные данные. При этом все расчеты ведутся на основании международных методологий и инструментария, в нем сомнений нет», – говорит экономист.

Что же касается критики, которая звучит среди граждан, то Айгазин говорит, что это нормальное явление, ведь люди не понимают сам механизм расчета, а ориентируются только на собственные ощущения. При этом у каждого может быть своя индивидуальная инфляция.


«На самом деле критика данных, которые предоставляет официальная статистика, есть не только у нас, но и в других странах, потому что люди не понимают самого принципа расчета. Они полагаются на свои ощущения и свою структуру потребления, а она у всех разная. Кто-то ест больше мясо, а кто-то овощи, кто-то покупает на "оптовке" подешевле, а кто-то заказывает продукты домой, нюансов много. В результате его данные не релевантны той структуре потребления, которую в среднем показывают в Бюро национальной статистики», – поясняет Жаныбек Айгазин.

При этом в стране создан перечень социально-значимых продовольственных товаров (СЗПТ), в который входит 19 наименований, и контроль за ростом цен там производится особенно тщательно. По данному списку товаров устанавливаются пороговые значения предельно допустимых розничных цен. И в этой категории было отмечено замедление инфляции в 2024 году.  Напомним, что во второй половине 2023 года Высшая аудиторская палата дала предписание Министерству сельского хозяйства РК о коррупционных рисках в процессе реализации программы стабилизации цен на СЗПТ, в итоге были внесены изменения в механизмы.